Как продать убыточный бизнес?
Этот вопрос волнует многих собственников. У всех дела идут по-разному. Некоторые предприниматели по разным причинам не могут вывести бизнес в плюс.
Часто такие проекты закрываются, но в ряде случаев подобный бизнес можно попробовать продать. Я не говорю о том, чтобы обмануть потенциального покупателя. Я говорю о механиках и способах продажи бизнеса, который работает в минус. Ведь бизнес, даже не приносящий прибыли в моменте, для ряда покупателей будет являться интересным для приобретения. Вопрос - как сделать его привлекательным для потенциального покупателя?
Здесь же есть второй взаимосвязанный вопрос - как оценить такой бизнес. Давайте по порядку.
Первое - поймите, сколько времени у Вас есть в запасе, чтобы заниматься поисками покупателя, который у вас купит бизнес.
Если Вы сейчас работаете в ноль или минус, значит Вы как-то финансируете свой проект. На сколько Вам хватит этой подушки? На месяц-два? Или больше? Уже хорошо, этого времени достаточно, чтобы попытаться найти покупателя для своего бизнеса.
Это же можно сказать другими словами: имейте запас времени, чтобы найти покупателя. Заблаговременно займитесь поисками покупателя! Если у Вас такой кризис, что у Вас есть 5 дней, а потом Вы съезжаете с арендованного помещения, то заниматься поисками покупателя смысла особого нет.
Второе: Ваш бизнес имеет ценность.
В чем это выражается? Сразу привожу примеры, чтобы стало понятнее.
Активы: оборудование, материалы, мебель, средства производства.
Нематериальные активы: инстаграм с 30к подписчиками, сайт, проиндексированный по SEO, действующие лицензии, льготная ставка аренды от ДИГМ, база клиентов, база действующих контрактов.
Итак, Вы поняли, сколько времени у Вас в запасе, и какую ценность имеет Ваш бизнес. Пробуем его выставить на продажу.
Стоимость продажи я рекомендую делать в зависимости от критичности Вашей ситуации ниже или сильно ниже стоимости активов.
Третье: при разговоре с покупателем делайте акцент на потенциале бизнеса, а не на текущих проблемах.
Да, Вы рассказываете все как есть. Показываете реальные цифры и доходности. Но Вы должны направлять фокус внимания покупателя на потенциал роста бизнеса, на перспективы.
Здесь есть важный момент: проблемы бизнеса должны быть (и в жизни, и в глазах покупателя) ПРЕОДОЛИМЫМИ. Человек должен понять, что у Вас не получилось по таким-то причинам. Вы не смогли вывезти проект по деньгам, по времени, по силам, но! Но покупатель сможет!
Четвертое: покупателю можно предложить долю в бизнесе.
Если у Вас еще не утрачен энтузиазм к Вашему детищу, Вы можете продать долю потенциальному партнеру. На деньги покупателя Вы закроете свои обязательства и проблемы, при этом не потеряете бизнес, и продолжите его развивать.
Резюмируем.
При должном подходе и правильной оценке бизнеса Вы можете найти покупателя даже на убыточный актив. Это вполне реально, если Вы действуете открыто, подготовившись и принимая во внимание вышесказанные пункты.