Умная постановка целей по методике SMART
Сегодня жизнь требует от нас многозадачности. Нам становится все труднее распределять свои ресурсы, что психологически истощает. Времени в сутках становится все меньше, а успеть нужно многое. Именно поэтому тема, на которую я хочу поговорить, актуальна как никогда.
Как организовать свою жизнь, деятельность, так, чтобы не растрачивать свои силы на эфемерные, абстрактные цели, а поставить перед собой конкретные, достижимые? Конкретика помогает нашему мозгу, ему так проще обрабатывать информацию. Все четко и ясно, а главное достижимо. Это заметно облегчает жизнь, так как, к тому же, еще и экономит время.
Методика, с которой я вас познакомлю, зарекомендовала себя как достаточно эффективная схема организации труда в сфере бизнеса, но она также применима в быту, в обычной жизни любого человека. С ней я познакомилась во время обучения коучингу по международным стандартам в Академии 5 Prism, именно там изучила ее подробно, а после стала применять на практике.
Кстати, мой личный промокод SELENA даст максимальную скидку на все курсы 5 Призм.
Итак, речь идет о системе SMART.
SMART - это эффективная методика грамотной постановки целей и задач для достижения лучшего результата в бизнесе или любой другой сфере деятельности. Она была разработана в 1981 году американским бизнес-консультантом по стратегическому планированию Джорджем Дораном. Систему активно применяют в компаниях, на производстве, там, где необходимо эффективное управление
Название системы представляет собой аббревиатуру на английском языке, которая расшифровывается и переводится следующим образом:
S (specific) - конкретная - цель должна быть поставлена точно, конкретно, без пояснений.
M (measurable) - измеримая - цель такая, что можно измерить результативность показателем KPI или другими параметрами.
A (achievable) - достижимая - реальная цель, соразмерная возможностям, исходящая из прошлого опыта.
R (relevant) - значимая - весомая цель, важная для всех участников процесса для достижения результата.
T (time bound) - ограниченная во времени - цель с определенными, четко установленными сроками.
Цели, выстроенные по данным критериям, позволяют добиться наивысших результатов, так как они имеют четкие границы. Благодаря чему мысль не растекается по древу, абстрактные идеи превращаются в конкретные цели и задачи.
А теперь рассмотрим каждый критерий подробнее и с примерами.
Конкретная смарт-цель
Цель должна быть определенной, четкой, конкретной. Что это означает? Это значит, что ее нельзя интерпретировать по-разному, а только так, как она поставлена. Нужно ответить себе на вопрос: какого результата я хочу достичь? Описать этот результат со всеми деталями. Если постановка смарт-целей происходит в условиях коллектива, то все сотрудники должны понимать и трактовать эту цель одинаково.
Пример:
Не конкретно - зарабатывать больше; выучить английский.
Конкретно - увеличить продажи; научиться читать на английском без словаря.
Нужно учитывать, что цель не должна быть многосоставной, то есть в нее не может входить сразу несколько целей. Нельзя ставить цель так: "похудеть к лету и выучить английский". Во-первых, это две цели, а во-вторых, это очень размыто, нет точности. Нужно определить причину своего желания, что вы хотите получить в результате, тогда цель становится ясной и конкретной.
Измеримая смарт-цель
Нужна соразмерная цель. В ее постановке должны звучать цифры. Это могут быть показатели KPI для компании, данные конечного результата или сроки. Нужно задать вопрос: как я пойму, что цель достигнута? Какие конкретные показатели об этом скажут?
Примеры:
Неизмеримая - повысить прибыль, похудеть к лету, путешествовать каждый год, прочитать книгу.
Измеримая - увеличить прибыль на 25% в месяц, сбрасывать по 3 кг за месяц, посещать 2 страны в год, читать по 50 страниц в день.
Когда результат измерим, легче оценить продуктивность своей работы. Становится возможным понять, все ли идет по намеченному плану или нужны корректировки, чтобы оптимизировать процесс.
Достижимая смарт-цель
Достижимость базируется на реалистичности. Нельзя ставить такую цель, которая не соответствует возможностям. Необходимо здраво оценить свои силы и ресурсы, нужно хорошо знать свои особенности или особенности коллектива в компании. Отталкиваться нужно именно от этого. Если поставить слишком завышенную цель, велика возможность разочарования, потери мотивации.
Примеры:
Недостижимые - выучить английский до С2 уровня с нуля за месяц; увеличивать прибыль на 90% каждый месяц.
Достижимые - выучить английский с нуля до уровня A2 за месяц; увеличивать прибыль на 30% каждый месяц.
Следует указать, что заниженные цели тоже нехорошо. Они должны быть амбициозными, но в меру. Нужно всегда оглядываться на свои ресурсы и возможности.
Значимая смарт-цель
Значимость и актуальность определяется проверкой. Необходимо задать себе вопрос: а зачем мне нужно добиться этого? А что будет, если я не добьюсь поставленной цели? Это и правда так важно для меня (или компании)? Н��жно ли мне это на самом деле?
Например, "что будет, если я не похудею к лету?". Ответ: "я буду чувствовать себя неловко на пляже, буду винить себя" и т. п. Или другой ответ: "ничего не произойдет, и так хорошо". Взвесив на весах оба варианта, можно определить важна ли цель на самом деле.
Ограниченная во времени смарт-цель
У цели должен быть срок действия. Если цель бессрочная, то к ней можно идти бесконечно долго, в результате так и не дойти.
Примеры:
Неограниченные по времени - прочитать книгу; учить английский; увеличить продажи.
С дедлайном - к сентябрю дочитать книгу; до отпуска освоить базовый уровень английского; к концу следующего месяца увеличить продажи на 20%.
Временное ограничение позволяет распределить задачи практичнее.
Итак, мы подробно разобрали методику постановки целей по SMART-системе. Она интересная и простая в применении, а главное эффективная.
Если вас заинтересовала данная методика, вы хотите знать о ней больше и прим��нять ее в работе и жизни, стать коучем, записывайтесь в Академию коучинга и психологии 5 Prism на курсы коучинга по международным стандартам. По промокоду SELENA вы получите максимальную скидку на обучение. Он бессрочный и действует на любые курсы 5 Prism.
Реклама. АНО ДПО «Академия «Пять призм».