Разметкам на дорогах быть!

Развитие российского рынка товаров для дорожной разметки напрямую связано с развитием дорожного хозяйства в стране, а именно, темпами строительства новых дорог с твердым покрытием и интенсивностью ремонта текущих.

К товарам для дорожной разметки, в рамках данного обзора, относятся: термопластики, холодные пластики, специальные устойчивые краски (эмали) и стеклошарики (световозвращение).

Сейчас самый популярный товар на российском рынке — термопластик, на него приходится около 45% рынка. Специальные устойчивые краски (эмали) занимают 31% рынка товаров для дорожной разметки. Холодный пластик занимает 19% рынка, а стеклошарики — только 5%.

Рассмотрим перспективы развития рынка товаров для дорожной разметки с точки зрения ремонта текущих дорог.

Доля дорог, подлежащих ремонту, по федеральным округам, 2022 г., %
Доля дорог, подлежащих ремонту, по федеральным округам, 2022 г., %

Как видно из диаграммы, доля дорог, нуждающихся в ремонте, составляет от 26% до 57%, в зависимости от региона и назначения.

Прогноз развития рынка товаров для дорожной разметки сформирован на основе планов по строительству автодорог профильного ведомства Росавтодор.

В России в настоящее время реализуется два национальных проекта в сфере дорожного строительства — «Безопасные качественные дороги» (2019 – 2030 гг.) и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года» (2018-2024 гг.).

Летом 2022-го года был утвержден пятилетний план дорожной деятельности на 2023-2027 гг. (распоряжение правительства РФ от 20.06.2022 N 1601-р). Согласно данному документу, перед дорожными службами поставлена задача построить и реконструировать более 4 тысяч километров автотрасс, 3 тысячи километров дорог расширить с двух до четырех полос, отремонтировать 110 тысяч километров трасс, в том числе 650 мостовых сооружений. Программа одновременно уникальная и масштабная. В результате к концу 2027 года в нормативное состояние должно быть приведено 85 процентов опорной сети дорог: это примерно 136 тысяч километров, включая 64 тысячи километров федеральных и 72 тысячи километров региональных трасс. Опорная сеть охватывает две трети населения страны, в нее входят все ключевые магистрали.

Таким образом, в рамках вышеуказанного плана дорожной деятельности намечено ввести в эксплуатацию участки автомобильных дорог федерального значения, находящихся в ведении Росавтодора, в размере:

· в 2023 году – 27,2 тыс. км,

· в 2024 году – 27,2 тыс. км,

· в 2025 году – 27,2 тыс. км,

· в 2026 году – 27,2 тыс. км,

· в 2027 году – 27,2 тыс. км.

На рисунке ниже представлен прогноз роста километража новых автодорог с твердым покрытием в РФ до 2027 года.

Прогноз роста километража новых автодорог, 2023-2027 гг., км
Прогноз роста километража новых автодорог, 2023-2027 гг., км

Темп роста километража новых автодорог с твердым покрытием составит 2% в год в период 2023 – 2027 гг.

Прогноз динамики рынка товаров для дорожной разметки в Росси рассчитан на основании среднего показателя между динамикой роста километража новых автодорог за период 2023-2025 гг. и динамикой российского рынка товаров для дорожной разметки за период 2020-2022 гг. и представлен на рисунке ниже.

Прогноз объёма рынка товаров для дорожной разметки в России, 2023-2027 гг., км
Прогноз объёма рынка товаров для дорожной разметки в России, 2023-2027 гг., км

По оценке аналитиков, российский рынок товаров для дорожной разметки достигнет 412,8 тыс. тонн к 2027 году, что на 12% выше, чем объем рынка в 2022 году.

Инновационные разработки в производстве и нанесении дорожной разметки включают использование новых материалов, таких как термопластик и светоотражающий пластик, а также внедрение нанотехнологий. Эти технологии улучшают видимость разметки, повышают её долговечность и снижают расходы на обслуживание.

Вот список инновационных разработок в области производства и нанесения дорожной разметки, которые используются как в России, так и в других странах мира.

1. На 600 000 километров дорог в России нанесут разметку из отходов стекла. По словам генерального директора Российского экологического оператора (РЭО) Дениса Буцаева, инженеры добавят в состав экспериментальной краски микростеклошарики, изготавливаемые из стеклобоя или стекломассы. Присутствие данного компонента в дорожной разметке существенно повысит ее видимость ночью. Таким образом, на треть всех автомобильных дорог в стране нанесут «стеклянную» разметку[1].

2. Ученые казахстанского НИИ разработали гидротермостойкую дорожную разметку для сурового климата Казахстана. Инновационный материал имеет длительный срок службы за счет повышенной стойкости к истиранию и размягчению во влажных условиях, а также к растрескиванию при отрицательных температурах за счет придания достаточной эластичности и гибкости. Материал имеет ряд преимуществ перед составами, применяемыми сегодня на казахстанских дорогах: увеличенный до 2-х лет срок службы, низкую стоимость и высокую степень адгезии с бетонными покрытиями. Разработка казахстанских учёных представлена на 19-й выставке Kaztraffic-2023[2].

3. ООО «ГРАД» и специалисты Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) создали инновацию, которая может повысить уровень безопасности дорожного движения. Речь идет о дорожной разметке с профильной поверхностью, которая имеет выступы - световозвращающие элементы, специально изготовленные в промышленных условиях. Эти элементы - того же цвета и из того же материала, что и основная линия дорожной разметки.

На линию разметки с определенной периодичностью накладываются световозвращающие элементы, которые решают сразу несколько важных задач. В частности, на разметке появляются выступы, которые создают шумовой эффект и таким образом информируют автомобилистов о наезде на эту разметку. Но главное: эти элементы работают, как катафоты, и отражают свет на большом расстоянии, делая контуры дороги понятными для водителей[3].

4. Во многих странах Европы широко применяется продольная шумовая или вибрирующая разметка, которая предупреждает водителя о приближении или пересечении опасного участка. Их применяют на автострадах для того, чтобы оповещать водителей о непреднамеренном уходе автомобиля с полосы. Они способствуют соблюдению рядности и снижает риск возникновения аварийных ситуаций.

5. В некоторых странах в качестве пилотного проекта появилась светящаяся в темноте люминесцентная разметка, которая заряжается солнечной энергией. Такие полосы движения покрываются динамической краской: меняя цвет, она может предупредить водителя об обледенении дорожного покрытия.

[1] https://motor.ru/news/glass-road-23-10-2023.htm?ysclid=lo4354tuek46923245

[2] https://inbusiness.kz/ru/last/unikalnuyu-dorozhnuyu-razmetku-razrabotali-kazahstanskie-uchenye

[3] https://www.murmansk.kp.ru/daily/27556.5/4825073/

Чтобы получить более полную и актуальную информацию по данному рынку, пожалуйста, свяжитесь со мной через мою страницу в социальной сети: @bulatovich_nastya

Цитирование данного текста разрешается при условии ссылки на автора обзора.
Автор обзора: Анастасия Булатович
Использованные источники: Росстат, ИФНС, ФТС России, отраслевая статистика, интервью с представителями отрасли, данные компаний

1
2 комментария