Инженер за 2,5 месяца? Реально. Удостоверение, стажировка, стартап — с «Робософт» это работает
Всем привет! Меня зовут Максим Золин. Хочу рассказать, как я вместе с компанией Robosoft ворвался в федеральный проект «Кадры для БАС» — и что из этого вышло.
Что вообще за проект?
Федеральный проект «Кадры для беспилотных авиационных систем (БАС)» [1] — это часть национальной стратегии развития беспилотной авиации до 2030 года. Его цель — подготовка специалистов, способных разрабатывать, производить и эксплуатировать дроны для гражданских и промышленных задач.
Федеральным оператором программы «Молодежные Инженерные Команды» (кратко — МИК) выступил Университет НТИ 2035 [2]. Компания «Робософт» стала одним из 26 провайдеров проекта, обучая студентов решению реальных инженерных задач от бизнеса. За 2,5 месяца 120 участников из 20 команд разработали прототипы, получили удостоверения о повышении квалификации, а кто-то даже — предложения о работе. Рассказываем, как это было.
Как всё началось
В конце июня 2024 года я познакомился с Петровым Евгением Вячеславичем, который предложил интересный проект:
«Максим, ты человек общительный, тем более со студентами на одной волне. Есть проект, связанный со студентами и беспилотниками, возьмёшься?»
Я подумал — а почему бы и нет?
На тот момент я был обычным студентом 1 курса магистратуры по программе «двойного диплома». Отказавшись от поездки в Китай (г. Сиань) по программе «Алгарыш», я решил продолжать развивать стартап по дронам-дирижаблям и работать, как ИП, над проектом МИК в «Робософт» в Иннополисе.
Набор студентов
14 августа 2024 года мы начали агитационную кампанию. Как привлечь студентов, когда все на каникулах? — было большой загадкой. При этом искали все действующие Студенческие конструкторские бюро, кружки технического творчества. Писал всем своим знакомым студентам. Делали рассылку в каналы, которые могут читать юные инженера.
Звонки, опросы, бесконечные сообщения — без этого не обойтись, когда собираешь команды и запускаешь программу. Мы были к этому готовы и всегда старались быть на связи. Можно сказать, что все студенты, в большинстве своём, «совы». Днём — тишина, а вот стоит рабочему дню подойти к концу, как чат начинает оживать. После 17:00 — пик активности. Иногда сообщения прилетали и глубоко за полночь.
Формирование команд и решаемые задачи
В середине сентября пошёл процесс формирования команд, который проходил следующим образом:
- Некая компания N поставила задачу в сфере разработки/производства/эксплуатации БАС. Ее одобрил Университет 2035.
- Мы, как Провайдер/Образовательная организация готовим Образовательные программы по этим задачам, зачислять студентов на Образовательные программы в соотношении 3-6 человек на 1 инженерную задачу.
Программирование контроллеров стало самой востребованной тематикой среди проектных задач. Помимо этого, студенты работали с 3D-моделированием, композитными материалами и конструированием.
Вот краткий пул задач, над которыми трудились студенты «Робософт»:
- ООО «Апекс Композит»:
«Разработка и механизация крыла адаптивной конструкции для БАС». - ООО «Геопейджер»:
«Геоточка-вертикаль»
«Геоточка-горизонталь»
«Геоточка-реинжиниринг» - ООО «Мираи Вижн»:
«Подбор необходимых сенсоров и разработка ПО для экстренной остановки дрона мультироторного типа для обнаружения препятствия»
«Создание скрипта управления дроном через MAVlink на одноплатном компьютере Repka Pi» - ООО «Радиоэлектронные технологии»:
«Создание и проектирование программно-аппаратных комплексов (ПАК)»
«Создание ПАК для оценки тактико-технических характеристик БПЛА» - ООО «НПО Беспилотные перспективные системы»:
«Создание прототипа компактного квадрокоптера с системой управления на ESP32 с возможностью видеотрансляции в режиме реального времени и автоматически позиционированием» - ООО «ЭВР»:
«Разработка и изготовление формообразующей оснастки для изготовления БПЛА самолетного типа из полимерных композиционных материалов»
В итоге мы собрали 20 инженерных команд — 120 студентов, готовых к вызову. Двоих, правда, пришлось отчислить досрочно из-за неуспеваемости — такое тоже бывает.
В масштабах страны цифры ещё внушительнее: 148 инженерных команд, 826 участников, 44 реальные задачи от 22 компаний.
Команды были самые разные — и по опыту, и по темпераменту. Кто-то познакомился прямо на старте проекта, а к его завершению уже не только сработались, но и подружились.
Начало образовательного процесса
«А мы точно справимся? Нас ведь не учили решать реальные задачи…» — этим вопросом начали задаваться почти все студенты, когда приходили к нам в проект. Мы всегда отвечали: «Вы не одни» — рядом будут преподаватели и наставники, готовые помогать и направлять на каждом этапе.
Как я уже говорил, работа шла по вечерам — после пар и смен на подработке. Удивительно, но именно простое общение за кусочком пиццы после занятий чаще всего становилось моментом настоящего включения. В этих тёплых разговорах рождались инсайты, звучала обратная связь и появлялась та самая уверенность: «Я могу».
Площадки
В начале октября 2024 года мы столкнулись с неожиданной проблемой: из-за подготовки города к Саммиту БРИКС наши занятия в КАИ пришлось срочно отменить — просто не осталось свободных помещений. Пришлось быстро искать альтернативу, и такой «спасательной лодкой» стал IT-парк им. Башира Рамеева. Именно он стал новой базой для очных занятий команд ООО «Геопейджер» и ООО «РадиоТех». Благодаря этому решению ребята смогли не сбиться с графика и продолжить работу над задачами
Также, команды занимались на инженерных площадках ведущих вузов республики:
- в центре композитных технологий КАИ
- в лаборатории робототехники Университета Иннополис
- в МИЦ «Энергия» на базе КГЭУ
Чем всё закончилось?
В конце ноября инженерные команды защитили свои решения в онлайн-формате перед экспертами и представителями Университета 2035. Все успешно завершили обучение. Некоторые команды произвели настоящий фурор: эксперты откровенно не ожидали такого уровня вовлечённости и качества материала от студентов.
Мы, как провайдер, собрали и передали экспертам всю информацию по получившимся инженерным материалам. И главное — предоставили контакты студентов, которых действительно не боялись рекомендовать. Эти ребята показали, что готовы к серьёзной работе. Их разработки оказались востребованы: например, ООО «НПО БПС» взяли все переданные им решения в работу — они легли в основу реальных проектов внутри компании. По итогу 14 студентов даже получили офферы.
Выводы
За 2,5 месяца студенты получили:
- экспресс-курс по контрактной разработке
- сертификаты о прохождении курсов
- удостоверения о повышении квалификации (для тех, кто имел диплом ВУЗа/ССУЗа)
- активные студенты получили стипендии, PR-поддержку [3] и офферы
за 2,5 месяца эксперты получили:
- бесплатное тестирование гипотез
- возможность пополнения кадрового состава
МИК-2025 уже на горизонте — не упусти свой шанс, набор ограничен!
Новые вызовы! Новые задачи! Новые команды!
📌 Предзапись открыта — переходите в бота, оставляйте заявку и я с вами свяжусь.
Дополнительно
Также, у нас ежемесячно проводятся Конкурсы «Колонии на Марсе» на лучшие и нестандартные инженерные задачи с Марсианскими условиями. Ссылка на чат, в котором публикуется свежая информация о конкурсах.
Использованные источники