HR-опыт «Учи.ру»: как запустить поддержку 1000+ сотрудников. Внутренняя валюта, митапы, медитация, йога, плоггинг
Беседы с коллегами и опросы показали, что у сотрудников есть большой спрос на поддержку со стороны компании: многие ощущали отсутствие опоры в меняющемся мире, чувствовали себя одиноко. Для помощи коллегам появился проект внутрикорпоративной поддержки «Учи.Рядом».
Привет всем! С вами Владимир Давыдов, сооснователь бренда корпоративного мерча StickPeek. Создавая уникальную брендированную одежду для различных компаний, я знакомлюсь с особенностями их корпоративной культуры и делюсь самыми интересными деталями.
И сегодня я хочу рассказать немного о формировании внутреннего сообщества в компании Учи.ру. К прошлому новому году мы готовили для ее сотрудников мерч, который отражает корпоративный дух компании.
Уютные толстовки с символикой стали милым проявлением заботы о сотрудниках. А еще в компании существует масштабный проект для поддержки и развития связей внутри команды. И я расскажу, как удалось его создать.
Учи.ру — группа компаний, куда, помимо одноименной образовательной онлайн-платформы, входят школа онлайн-репетиторов Учи.Дома, образовательный портал Учи.Ответы, сеть офлайн-кружков по программированию, математике и английскому языку, образовательный портал «ЯКласс». Сейчас на платформе зарегистрированы более 16 млн пользователей, а количество сотрудников почти достигло отметки в 1000 человек.
Как появился проект Учи.Рядом
В конце февраля 2022 года ведущий менеджер по развитию и обучению сотрудников Анастасия Лесникова разместила на внутреннем корпоративном портале Учи.ру статью о способах борьбы с тревожностью. Планировалось, что полезные рекомендации психологов помогут команде сохранить спокойствие и рабочий настрой в непростой период.
Материал получил отклик: сотрудники пересылали статью друг другу, делились опытом в комментариях и благодарили за советы. А некоторые руководители рекомендовали своим командам ознакомиться с текстом.
Беседы с коллегами и опросы показали, что у сотрудников есть большой спрос на поддержку со стороны компании: многие ощущали отсутствие опоры в меняющемся мире, чувствовали себя одиноко. Для помощи коллегам появился проект внутрикорпоративной поддержки Учи.Рядом.
Его структуру разрабатывал отдел внутренних коммуникаций совместно с отделом обучения: сотрудники изучили опыт других компаний, побеседовали с коллегами из компаний-партнеров и взяли за основу два направления: психологическую поддержку внутри команды и развитие сплоченного комьюнити.
В Учи.ру предложили членам команды самим решить: какие мероприятия им интересны и кто готов их организовывать. Коллеги с увлечением откликнулись и стали придумывать варианты новых активностей, а отдел внутренних коммуникаций помогал воплощать задуманное.
Объединяющие мероприятия
Многие сотрудники Учи.ру работают удаленно, из разных городов и стран. Поэтому объединить их помогли средства онлайн-коммуникации: мессенджеры, Zoom, Google Meet. С их помощью коллеги подключаются к виртуальным мероприятиям. А на корпоративном портале на платформе Motivity легко прочитать обо всех активностях и сразу добавить интересные в свой Google-календарь.
Большим спросом сразу же начали пользоваться медитации, которыми начиналась и заканчивалась каждая рабочая неделя. Их проводил приглашенный психолог.
- Медитация в понедельник с утра помогала сотрудникам настроиться на продуктивную работу, сконцентрировать внимание и отпустить тревогу.
- Мероприятие в пятницу вечером было посвящено расслаблению, которое нужно, чтобы перестроиться с рабочих задач на отдых.
С участием того же психолога проходили групповые сессии, на которых коллеги делились переживаниями и видели, что они не одиноки. Такое общение помогало вместе найти ресурсы, чтобы справиться с тревожностью. Эта практика быстро стала очень востребованной и многим помогла.
Одна сотрудница Учи.ру рассказала, что её увлечение — йога. Она предложила проводить онлайн-занятия дважды в неделю по утрам и выбирала простые упражнения, которые под силу выполнить любому.
Другая коллега предложила организовать книжный клуб. В компании поддержали эту идею, и теперь любители чтения регулярно собираются, чтобы обсудить прочитанные книги. Жанр, автора и произведение выбирают голосованием: внести предложение может каждый.
Полезные митапы
Проект митапов под названием #УЧИвУЧИ существует в компании на протяжении нес��ольких лет. Но если раньше для выступлений приглашали известных спикеров, то теперь экспертностью предложили поделиться коллегам.
Темы для митапов выбирают самые разные. Например, Анастасия Лесникова рассказала про гибкие навыки и возможности для их развития. Команда scrum-мастеров провела митап по поддержке команды в турбулентные времена.
Один из сотрудников, будучи художником, обсудил с интересующимися современное искусство. Другой оказался экспертом по криптовалютам и рассказал о них коллегам.
Очень поддерживающим получился «факап-митап», на котором коллеги рассказали курьезные ситуации, случившиеся с ними во время работы в компании.
По итогам мероприятия участники пришли к выводу: ошибки и неточности случаются у всех, обстоятельства складываются по-разному, не всегда всё происходит согласно ожиданиям. Однако из сложных ситуаций всегда находится выход!
Митапы оказались очень востребованной практикой: на каждый приходит много коллег из разных команд.
Активности в офлайне
Сотрудники из Москвы и Подмосковья летом встречались лично на экологических акциях — плоггингах: это пробежка по парку, совмещенная со сбором мусора. После мероприятия члены команды устраивали пикник на природе и играли в настольные игры. Удавалось сразу и приятно провести время, и позаботится о природе.
Еще тех, кто ходит в московский офис, регулярно ждут совместные мероприятия и угощения в честь праздников: Новый год, День влюбленных, 1 сентября, Хэллоуин.
Если повода нет, то его можно придумать самим: например, организовать «неделю мороженого». Неожиданные сюрпризы и декорации в офисе помогают улучшать настроение!
Сотрудники Учи.ру охотно участвуют в онлайн и офлайн-мероприятиях: на каждом собирается не меньше 10–15 человек. Важно, что это не одни и те же люди: каждый выбирает встречу по интересам. Около 20% сотрудников приняли участие хотя бы в одной активности. Мы считаем, что проект свою задачу выполнил. Мы замеряли уровень лояльности и удовлетворенности сотрудников по NPS. Средний показатель составляет 81
Что изменилось в проекте сейчас
Активнее всего сотрудники Учи.ру участвовали в поддерживающих мероприятиях с марта по июль. С середины лета снизился спрос на психологические сессии, медитации: в компании это учли и решили уменьшить количество таких встреч. А вот митапы и книжный клуб продолжают работу в прежнем режиме.
Кроме того, у проекта появились новые направления. Одно из них — информационная поддержка руководителей. Это обучение для менеджеров отделов, которое помогает узнать, как объяснять коллегам принятые решения, как мотивировать «выгоревших» сотрудников или общаться с теми, кто оказался в сложной жизненной ситуации.
Также одним из нововведений стали клубы английского разговорного языка. Для работы в Учи.ру знание английского не требуется, но сотрудникам самим интересно практиковаться и повышать свой уровень владения языком. Поэтому в команде проводят специальные онлайн-встречи: присоединиться к ним может каждый, выбрав подходящий для себя уровень сложности.
Еще одна инициатива — канал для сотрудников, которые находятся за пределами России. Она возникла, когда работающие за рубежом коллеги стали искать знакомых поблизости, делиться опытом и рекомендациями. В отдельном канале общаться удобнее: можно задать любой вопрос об оформлении документов, работе платёжных систем и других особенностях жизни в разных странах.
Как использовали существующую систему мотивации
В Учи.ру есть поощрения за участие в корпоративных мероприятиях, поздравление коллег с днем рождения, другие важные для комьюнити действия. Это специальные баллы, которые потом обмениваются на приятные мелочи с корпоративной символикой: кружки, брелки, ежедневники, футболки и т.д. В каталоге есть и мерч от StickPeek, который пользуется хорошим спросом.
Больше всего баллов полагается за участие во внешних мероприятиях в качестве эксперта, создание статей для СМИ и блогов. Но получить мерч могут и те, кто не привык выступать на публике: баллы начисляются даже за комментарии, лайки и прохождения опросов на корпоративном портале.
Одна из ценностей компании — поощрять дружеское общение между коллегами. В корпоративном мессенджере создают каналы, делятся мемами и собирают сообщества по интересам: например, для тех, кто играет в футбол, или для любителей пробежек.
В некоторых компаниях действуют строгие правила внутрикорпоративного общения: нельзя обсуждать какие-то темы, работает модерация. В нашей команде можно общаться так, как нравится.
Планы на будущее
Я не мог не поинтересоваться планами по развитию проекта. Конечно же, достигнутым компания ограничиваться не собирается. Будут проводиться новые мероприятия — их выбор зависит от того, что интересно сотрудникам.
В сложных жизненных обстоятельствах найти внутреннюю опору часто помогает саморазвитие. Поэтому мы мы делаем упор на обучение и планируем расширять перечень внутренних обучающих курсов.
Вот так компания Учи.ру показала, что поддержать сотрудников легко: достаточно просто быть рядом.