"Синтолятор" Roland S-1: Часть 3. ЭРГОНОМИКА

"Синтолятор" Roland S-1: Часть 3. ЭРГОНОМИКА

Продолжаю публиковать главы из книги с рабочим названием
Roland S-1: Подробное руководство

ЭРГОНОМИКА

Как по мне, то она "на троечку". Про "дисплей" промолчу - всем и так понятно, что это за "фрукт". Дисплей четырехразрядный семисегментный светодиодный... Это в XXI веке... В конце его первой четверти... где даже самодельщики предпочитают ставить в свои кривые (и не очень) поделки как минимум символьные ЖК, а то и матричные ЖК или OLED дисплеи.

Но есть и определённый пюс в таком скупердяйстве от Roland - читатели "за 50" меня поймут без лишних слов ;)

Характер индикации, выводимой на данный дисплей очевиден - буквенно-цифровая информация, отображающая режимы и параметры секвенсера и звукосинтезирующего движка.

Из неочевидного только точка в правой части дисплея - она загорается, если пресет (шаблон) был отредактирован.

Вращающихся регуляторов на панели не много, поэтому у каждого как минимум две функции: прямая и "альтернативная" - доступная при вращении с удерживаемой кнопкой SHIFT.

Ожидаемо, без SHIFT-а "крутилкам" соответствуют функции, прямо подписанные на корпусе устройства, а вот для надписей второго "функционального слоя" места на корпусе устройства не нашлось. Однако ж назначение альтернативных функций подчинено логике основных обозначений и запомнить "второй слой" будет вполне по силам каждому.

В конце РЭ есть таблица с перечнем и прямых, и альтернативных функций. Её имеет смысл распечатать:

"Синтолятор" Roland S-1: Часть 3. ЭРГОНОМИКА

Надо отдать должное техническим писателям Roland, таблица весьма информативна. В скобках после названия параметра указан символ, отображаемый на дисплее, а с префиксом # - номер CC#-сообщения. Это, кстати, ещё один веский аргумент в пользу цифрового Роланда и против аналогового Korg volca keys - тотальный MIDI-контроль, реализованный у первого, в то время как у второго он лишь частичный.

Казалось бы, если вот совсем не в моготу было рисовать подписи "второго слоя" функций на корпусе устройства, так могли бы сделать картонку-карточку, как это делает для своих синтов Modal Electronics. Но нет - выкручивайся пользователь самостоятельно - держи перед глазами таблицу. Пока не выучишь...

А вот с кнопками всё несколько иначе и лучше. Подписи под ними - это функции при нажатом SHIFT. А то что прямо на кнопках - работает сразу.

Сами подписи при этом, хоть и с чёткой графикой на кнопках, но выполнены настолько мелко (особенно на самых маленьких чёрных музыкальных клавишах), что я просто ничего не вижу без очков! И это при том, что подписи под кнопками, нанесённые на корпус, невооружённым взглядом всё же видны.Отчасти такая низкая читабельность обусловлена низкой контрастностью графики. Надписи сделаны как будто протравкой чёрной краски до полупрозрачного материала кнопок, который смотрится как серый цвет на чёрном фоне:

"Синтолятор" Roland S-1: Часть 3. ЭРГОНОМИКА

Несколько улучшает читабельность красивая подсветка кнопок - она подсвечивает надписи на кнопках достаточно равномерным оранжевым цветом (как и у J-6). Для некоторых кнопок подсветка активируется только при нажатии кнопки SHIFT (при этом, подсветка ещё и мигает).

Но это ещё не конец... с кнопками... Несколько функций (6 шт.) назначены на пары/тройки элементов управления (кнопка+кнопка или кнопка+энкодер). Чаще всего это кнопки, нажимаемые вместе с SHIFT. Их тоже придётся запомнить:

"Синтолятор" Roland S-1: Часть 3. ЭРГОНОМИКА

Выше я уже писал о почти полной непригодности музыкальной клавиатуры Roland S-1 для исполнения музыки из-за крайне малого размера кнопок. Тут же добавлю, что и само качество кнопок, а-ля кнопки ПДУ (пульт дистанционного управления), ну никак не способствуют игре.

Добивает "музыкальную эргономику" сдвиг октав. Он дико не удобен, потому что делать его нужно вместе с кнопкой SHIFT. Да это же просто античеловечно!

В общем, думаю, разработчики сразу ориентировались на внешнюю MIDI-клавиатуру. Видимо потому и реализовали индикацию взятых на ней нот при помощи подсветки музыкальных кнопок на корпусе прибора. И вот тут ни убавить, не прибавить - сделали они эту индикацию просто образцовой: те ноты, которые укладываются в текущий диапазон октав, подсвечиваются ярко-оранжевым светом, а те, которые выходят за него - тусклым оранжевым.

Также, несмотря на четырёхголосную полифонию, отображает роландовский малыш, все ноты, пришедшие к нему по MIDI.То есть, S-1 как будто бы делает "обращение" пришедших к нему извне нот. Браво!Не скажу, что это очень важная для исполнителя функция, но мне она дико нравится. Особенно когда на внешнем устройстве работает арпеджиатор и ты, в общем-то не всегда можешь помнить, какой там аккорд ты до этого взял импровизируя (тем более, когда арпеджио случайное, или, скажем, "мутирующее").

Ну а в пошаговом режиме "вколотить секвенцию" вполне можно и так - "не музыкально" (после секвенсера Korg Electribe 2 всё это воспринимается просто как манная небесная). А тут ещё и классная подсветка клавиш будет информативным подспорьем.

Теперь от кнопок перейдём к вращаемым регуляторам

Переключатель регистров генератора - ступенчатый, но реализован он на переменном резисторе. То есть - с плавной регулировкой. Мне бы очень хотелось на это посетовать, но я понимаю, что это не спроста, а потому, что на этот потенциометр назначена ещё и функция точной подстройки высоты инструмента в диапазоне +/-1 октава. Так что норм.

Хотя... я бы всё равно предпочёл вместо всех этих изнашиваемых переменных резисторов - энкодеры. Тогда и ступенчатость можно было бы реализовать, и "плавную" регулировку с заданной точностью - плюс/минус 50 центов. Это всего-то 100 щелчков для функции TUNE, а для остальных параметров всё равно больше 256 дискретных значен��й быть не может из-за восьмибитной природы управляющих сообщений MIDI.

Сдвиг октав возможен в диапазоне +/-4 октавы. Вместе с переключателем регистров он позволяет забираться чуть-ли не в область ультразвука, которая не реализуется только благодаря цифровой природе синтезатора. Был бы аналог - спокойно "свистел" бы, пугая животных. А вот инфразвук - пожалуйста!

Пожалуй, к недостаткам эргономики управления можно отнести и связанность звукового пресета и секвенции (паттерна) и объединение их в одну сущность - PATTERN. Это не смертельно, но заметно снижает гибкость "перфоманса". Ну в самом деле!.. Это же естественно, во-первых, играть разные пресеты одним звуком и наоборот - одну секвенцию разными звуками! Но нет... Вам придётся на все эти варианты заводить, по-сути, вариации одного и того же пресета. В общем, странное решение.

Справедливости ради замечу, что всё то же справедливо и в отношении UNO Synth и не только, но разве от этого легче?И кстати, UNO Synth у всё же 100 пресетов - есть где разгуляться. А вот

у Roland S-1 их только 64. Организованы они в четыре банка по 16 секвенций/паттернов/патчей в каждом.

Выбираются паттерны так:

1) Жмём и держим кнопку PATTERN, и нажимаем кнопки-PADы с 1 по 4, чтобы выбрать банк. Они услужливо будут мигать за исключением одной кнопки - той, которая индицирует номер выбранного на данный момент банка.

2) Отпускам кнопку PATTERN и тут же выбираем один из 16 паттернов/пресетов, нажав белую клавишу нижнего ряда, с соответствующим номером пресета/паттерна в пределах заданного ранее банка.

Сразу спрашивается: а почему тогда нельзя было реализовать 16 банков? 12 кнопок-то остались незадействованными! Памяти не хватило, что-ли? Да ладно! Параметров примитивного звукосинтезирующего движка - раз-два и обчёлся. Считанные байты требуются, чтобы их сохранить в пресете.

Вы только представьте!.. 256 паттернов могло бы быть (16x16=256). Вместо этого довольствуемся памятью на 64 секвенции.

Выбор пресета можно делать и энкодером: Кнопка PATTERN, она как бы с "фиксацией". Нажал, и знай себе крути энкодер (самая крупная ручка безупорного регулятора, прямо под дисплеем). Так можно пробежаться по всем 64 пресетам, которые индицируются на дисплее (в формате: B-PP, где B - номер банка, PP - номер пресета/секвенции).

У энкодера VALUE/TEMPO, кстати, есть одно полезное свойство - при вращении с нажатой кнопкой SHIFT, он способен перелистывать значения целыми десятками. В тех случаях, когда параметр имеет размерность восемь бит (256 значений), это прекрасное подспорье. Да и с более скромными значениями (например, числом шагов секвенции, которое не превышает 64) такое удобство сложно переоценить. В том числе и при вводе высот нот (в этом случае энкодер пролистывает ноты целыми октавами).

А вот при вводе значений темпа, SHIFT вместе с энкодером VALUE/TEMPO уже позволяет задать значение этого параметра с точностью до одной десятой BPM.

Воспроизведение секвенции/шаблона/пресета осуществляется просто и логично - кнопкой PLAY. Нажимаем её, загорается красивый зелёный треугольник и... звучит секвенция.

Заводских (демонстрационных) пресетов/паттернов только 16 (в первом банке) и их, конечно же, можно перезаписать.Если во время воспроизведения секвенции выбрать другой пресет, то сначала завершится воспроизведение текущего, а потом уже только зазвучит секвенция нового выбранного пресета. Это правильная модель поведения. Но!..

Иногда неплохо было бы иметь возможность и мгновенной смены пресета/секвенции, а я такой что-то у Roland S-1 не нашёл... Хотя у J-6 она реализована.

Ну и раз уж заговорили о недостатках, что вот ещё один досадный просчёт разработчика - запаздывание световой индикации воспроизводимых шагов относительно их звучания. Иными словами, кнопка звучащего шага подсвечивается после того, как он, по-сути, уже отыграл.

1
Начать дискуссию