Экосистемы и их ценности
Появление экосистем обусловлено технологическим прогрессом. Они выгодны компаниям и удобны потребителям, поэтому будут развиваться дальше. По данным McKinsey, цифровые экосистемы смогут генерировать около 30% корпоративного дохода уже к 2025 году. А чтобы конкурентное законодательство и равновесие в экономике не нарушалось, их будет контролировать государство. Генеральный директор экосистемы недвижимости «Метр квадратный» Вячеслав Дусалеев рассказал VC, что такое экосистемы, как они развиваются, и почему будущее за открытыми экосистемами.
Понятие экосистемы
Слово «экосистема» взято из биологии. Данный термин в 1930-х годах ввел ботаник Артур Тэнсли. Под экосистемой он понимал сообщества организмов, которые взаимодействуют друг с другом. Для дальнейшего развития они конкурируют между собой, а также сотрудничают.
Сегодня экосистемы представляют собой динамичные и постоянно развивающиеся сообщества, которые создают новую ценность через сотрудничество и конкуренцию. Но как подчеркивают в Deloitte, конкуренция здесь уходит на второй план. Общие цели и интересы, а главное, необходимость отвечать на растущие запросы потребителей, делают сотрудничество основой экосистемного бизнеса.
Возникновение экосистем
Экосистема возникает вокруг продуктов и сервисов, в которых у создателя больше всего экспертизы. «Метр квадратный», как проект, начало реализации которого было заложено ВТБ, имеет «органическую» экспертизу в кредитовании и проведении сделок. Поэтому развивать бизнес в М2 мы начали с выхода на рынок работы с девелоперами и застройщиками, а теперь создали витрину объявлений и формируем полный цифровой клиентский путь в С2С сделках с жилой недвижимостью.
«Метр квадратный» — это открытая экосистема в недвижимости, которая объединяет большое число сервисов, предназначенных для решения жилищных вопросов: от поиска объявлений и регистрации сделок, до организации ремонта и переезда в новую квартиру. Экосистема открывает участникам рынка возможность взаимодействовать с клиентами на одной площадке, а клиентам - решать все жилищные вопросы в режиме одного окна. Это уникальная открытая экосистема, к которой может присоединиться с помощью API любой партнер: банк, застройщик, агентство недвижимости, страховая компания, ретейлер.
Во многих экосистемах есть централизованная поддержка клиентов. Консультацию по любому из сервисов предоставят в общем контакт-центре. Мы в «Метре квадратном» реализуем полностью онлайн-сделку, понимая, что клиенту, который в среднем покупает квартиру 1-2 раза в жизни, необходима консультация с живым человеком. Но у нас также существует и колл-центр.
Клиенты и экосистемы
Сегодня 7 из 12 крупнейших по рыночной капитализации мировых корпораций — Alibaba, Google, Amazon, Apple, Facebook, Microsoft и Tencent – это цифровые экосистемы. Развитие такого формата поддерживается устойчивым трендом по интенсификации сбора и анализа больших данных о клиентах, а также ростом проникновения смартфонов в повседневную жизнь. Клиенты проголосовали за экосистемы, потому что они экономически целесообразнее и удобнее.
Кроме того, клиент сегодня хочет чувствовать себя причастным к бренду и быть частью сообщества. Например, есть поклонники с Apple, а есть те, кто выбирают Hauwai, Xaomi. Клиенты чувствуют свою сопричастность к ценностям компании, им психологически комфортно находиться именно в периметре той компании, которую они выбрали.
Типы экосистем
Единой классификации типов экосистем не существует. Условно различают открытые и закрытые экосистемы. Цифровая открытая экосистема — это многосторонняя цифровая платформа, отвечающая следующим основным критериям: наличие информационно-технологическои инфраструктуры, открытость для партнеров и соответствие принципу win-win — когда от сотрудничества выигрывают и площадка, и партнеры, и клиент. “Цифровая” подразумевает полностью цифровой клиентский путь. А «многосторонность» — это «открытость».
Закрытая экосистема - это совокупность сервисов или дочерних структур, принадлежащих однои компании.
В “Метре квадратном” мы пошли по пути открытости. Если клиенту нужен кредит, мы готовы предоставить такой сервис от 19 банков. Благодаря этому одобрение ипотеки в М2 достигает 90–95% против 60–65% при обращении напрямую в банк. Также уже сейчас у нас на платформе зарегистрировалось 300 агентств и более 3 тыс. частных риэлторов.
Основные характеристики цифровой экосистемы
- Клиентоориентированность
Анализируя успешные цифровые экосистемы, можно проследить следующую тенденцию — в первую очередь они ориентируются на создание дополнительной ценности для клиентов. Цель таких компаний — изучить и понять их. Монетизация клиентопотока вторична, она «включается» после того, как компания собрала достаточный для подготовки массовых предложений пул клиентов.
- Data-driven
Например, в М2 на основании данных, полученных от клиента или из внешних источников, компания начинает всё лучше понимать своего пользователей: не только этап клиентского пути или уровень дохода, но и те ценности, которыми он руководствуется в процессе улучшения своих жилищных
условий. Это даёт возможность предложить ему нужный продукт в нужный момент времени.
- Автоматизация
Автоматизация позволяет снизить цену, повысить уровень качества клиентского опыта (кстати, согласно исследованиям 80% топ-менеджеров называют счастье клиентов своей главной целью), а также предложения новых услуг/продуктов для увеличения потока ценности.
В «Метре квадратном» мы построили производственный процесс, ориентированный на минимальный Time2Market, чтобы ценность для клиента доставлялась быстро и непрерывно. Этому способствует наша облачная инфраструктура, собранная в сотрудничестве с Яндекс.Облако, микросервисная архитектура на базе Kubernetes и автоматизированные CI/CDпроцессы с использованием GitLab CI и других современных инструментов.
- Универсализм
Цифровые экосистемы существуют для масштабирования, поэтому ограничивая их главным образом странами или регионами, вы никогда не получите выгоду от использования платформы и экосистемы. Это означает, что цифровые экосистемы должны строиться с ориентиром на международное сотрудничество и взаимодействие между регионами. Пример универсальной платформы — Alibaba, которая работает по всему миру.
- Динамика
Экосистемы должны быстро адаптироваться и моментально реагировать на изменяющуюся динамику рынка, в противном случае пользовательская база будет двигаться вперед и с высокой долей вероятности изменит «отставшей платформе». Мы постоянно наращиваем скорость и объем нашей базы объявлений. Наприм��р, согласно последним исследованиям охват базы объявлений М2 по вторичному рынку в московском и Ленинградском регионе — более 80% экспонируемых объектов.
Также мы первыми на российском рынке вывели на рынок универсальное API с интеграцией сразу по двум продуктам: сервису безопасных расчетов (СБР) и электронной регистрации (ЭР). Эти новые услуги позволят партнерам-застройщикам в среднем в 30 раз быстрее формировать сделки купли-продажи недвижимости.
Отношение государства к экосистемам
Экосистемы являются доминирующим фактором развития экономик почти везде в мире. Потому что они менее затратны и удобны для клиента.
Бороться с ними невозможно. Потому что бороться с иностранными экосистемами вроде Alibaba и Apple бессмысленно. А борьба со своими может подорвать рынок. В итоге, рынок могут получить иностранные экосистемы.
Оптимальный вариант — это поддерживать «свои» экосистемы, как это делают китайцы, закрыв рынок для всех остальных. И так же, как это делают американцы, которые очень избирательно допускают на свой рынок иностранцев, а если говорить про экосистемы - то вообще не пускают к себе никого.
По мнению министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максута Шадаева, сегодня мы находимся на некотором перепутье того, как можно развивать экосистему. Один вариант - государство должно фактически «раствориться» со своими госуслугами и госсервисами в уже существующих экосистемах. Другой вариант— государство может стать полноценным, самостоятельным игроком, который приглашает сервисы встроиться в свою инфраструктуру. Например, “Метр квадратный” сотрудничает с Росреестром — вы можете зарегистрировать свою квартиру прямо в нашем сервисе.
Цифровые экосистемы банка
Сегодня банковское общество разделилось на две части. Одни верят, что экосистемы — единственный путь для устойчивого развития банковского бизнеса, и что через 10 лет классических банков не останется. Другие — что небанковские сервисы не принесут банкам сверхприбыли, а, наоборот, приведут к снижению эффективности профильного банковского бизнеса. По мнению противников экосистем, интерфейс банка не должен становиться похожим на инстаграм с услугами.
Экосистема недвижимости «Метр квадратный» — это проект Группы ВТБ, поэтому в экосистемном подходе мы видим плюсы. Прежде всего, это дополнительные источники доходов, диверсифицировать которые можно за счет продажи небанковских сервисов. Сегодня банкам нужно быстро меняться и реагировать на внешние тренды.
Заключение. Российский рынок экосистем
Режим самоизоляции способствовал росту спроса на цифровые услуги, а также на дистанционные онлайн-продажи. То есть способствовал расширению экосистем. Поэтому сейчас цифровые гиганты конкурируют друг с другом именно в этом направлении.
Самые известные российские экосистемы - это ВТБ (в частности, экосистема недвижимости «Метр квадратный»), «Тинькофф», «Яндекс», Mail.ru Group, МТС и другие. А чтобы конкурентное законодательство и равновесие в экономике не нарушалось, их контролирует ЦБ, который уже описал свои основные подходы к регулированию экосистем в России. Одна из идей — это приоритет для открытых экосистем, в которых данные экосистемы доступны сторонним игрокам рынка.