Как компаниям в новых условиях перейти на российское ПО
Импортозамещением, о котором говорят с 2016 года, теперь занялись не только в государственном, но и в коммерческом сегменте. Вынужденная замена иностранных продуктов должна помочь в создании и укреплении единого самостоятельного IT-кластера в России. Однако прежде чем это произойдет, бизнесу предстоит ответить на несколько вопросов. Как выстроить оптимальную стратегию перехода на российское программное обеспечение, как в процессе поддержать уровень лояльности сотрудников? Это и многое другое с фокусом на корпоративные коммуникации обсудили с участниками UC Alliance: директором по развитию бизнеса компании Vinteo Борисом Поповым, и менеджером по развитию бизнеса eXpress Константином Мешковым.
Сегодня у бизнеса есть возможность переосмыслить подходы к выбору цифровых решений. Ранее купленные лицензии некоторых западных продуктов еще действуют, но есть риск, что вернуться к их использованию в будущем уже не получится. Государство, разумеется, поддерживает переход на отечественные решения, в том числе с помощью законодательных инициатив, но это не значит, что нужно одним днем менять одновременно все платформы. Решая вопрос о том, как перейти на российское ПО в рамках компании, важно расставить приоритеты: потушить пожары и перейти к планомерному замещению информационных систем без потерь для бизнеса и сотрудников.
В основу всех трансформаций необходимо заложить прозрачные подходы. Как отметили участники недавней конференции TAdviser «Импортозамещение ИТ в новых условиях 2022», необходимы дерзкое планирование и вера в успех. Важно строить процесс с архитектурной точки зрения и обязательно с пониманием ситуации вокруг поставок и производства оборудования. Естественно, требуется с вниманием отнестись к вопросам безопасности и, конечно, не забывать о разъяснительных работах с сотрудниками.
Константин Мешков, менеджер по развитию бизнеса eXpress считает, что в рамках разработки плана импортозамещения стоит в первую очередь разделить корпоративные сервисы по приоритетности их замены и определить количество требуемых на это ресурсов. Чтобы построить эффективную стратегию, необходимо знать точно, сколько времени потребуется на поиск подходящих для заммены решений, их тестирование и продуктивное развертывание. «Представим ситуацию: в компании в ближайший месяц заканчивается лицензия на MS Teams, а SAP ERP лицензирован еще на год. С учетом риска того, что продлить лицензию может не получиться, оптимальным решением будет бросить ресурсы на поиск инструментов коммуникации», – говорит Константин. – Скорость и эффективность замены иностранных решений зависит от конкретных задач, стоящих перед компаниями. На рынке широко представлены российские платформы Unified Communications, таск-трекеры или CRM, которые ни в чем не уступают, а в чем-то даже превосходят западные продукты, поэтому с этим проблем не возникнет».
Разумеется, не все продукты можно заменить здесь и сейчас: равноценный отечественный аналог зарубежных business intelligence платформ – это боль, и ее достаточно сложно закрыть оперативно. В том числе и поэтому полное импортозамещение в России замедлится – точечная разработка продуктов под конкретные бизнес-задачи займет еще несколько лет.
«Стратегическое цифровое развитие продолжится, импортозамещение не станет барьером к цифровизации. Это, скорее, шанс посмотреть на выбор цифровых инструментов в другом ключе и вывести российские ИТ-продукты на качественно новый уровень», – считает Константин.
В целом скорость импортозамещения зависит от сегмента ПО. «Например, решения видеосвязи на сегодняшний день заменяются быстро и практически бесшовно, то есть незаметно для заказчика, – говорит Борис Попов, директор по развитию бизнеса компании Vinteo. – На примере ВКС Vinteo – при наличии у заказчика необходимых серверных мощностей для развертывания ПО и содействии специалистов разработчика, миграция с иностранных ВКС Cisco, Poly (Polycom), Avaya и пр. занимает всего несколько часов».
Эксперты сходятся во мнении, что дольше и труднее заменить узконаправленные решения. «К примеру, для перехода с ПО Oracle и SAP на российские аналоги требуется масштабная перестройка ИТ-инфраструктуры, и она в некоторых случаях может занять не один год», – комментирует Борис Попов.
Вне зависимости от «ниши» информационной системы, при импортозамещении стратегия должна опираться на базовые принципы:
- непрерывность функционирования ИТ-инфраструктуры,
- оптимизацию ресурсов,
- ИТ-обеспечение повышения эффективности управленческой функции,
- синхронизацию с процессом трансформации бизнес-процессов.
Что же касается конкретных шагов, то опыт российских интеграторов следующую последовательность действий.
1. Начать с расстановки приоритетов. Необходимо определиться, какие бреши следует залатать или сократить в первую очередь, что можно нивелировать методически, что можно отнести к последним по важности;
2. Затем в зависимости от рисков выявить, что на сегодняшний день импортозамещаемо в полной мере, что – частично и потребует доработок;
3. Определить очередность замены систем;
4. Не следует пренебрегать планированием (ресурсов в том числе);
5. Встроить планы по импортозамещению в road map всех проектов ИТ.
Внешние изменения, требующие внутренних трансформаций, всегда сказываются на рекомбинации ресурсов, в том числе человеческих. Персонал, который осуществляет свою деятельность в информационных системах, испытывает стресс при каждом нововведении: обучение требует перераспределения рабочего времени, доведение до автоматизма навыков работы с той или иной системой – может потребовать дополнительной стимуляции. Как следствие, существует риск снижения продуктивности (что со временем поддается ко��рекции) и лояльности сотрудников.
Константин Мешков считает, что нивелировать риски в этом случае может помочь работа с интерфейсом вновь внедряемых систем. Он должен быть, если не знакомым, то как минимум понятным конечному пользователю.
«Тестирование российских решений, их качественная презентация и продвижение как силами разработчиков, так и при поддержке государства – все это поможет на деле показать персоналу преимущества российских разработок, – комментирует Борис Попов. – В случае с тем же Zoom для большинства рядовых пользователей его предпочтение основывается скорее на психологической привычке, грамотном маркетинге или корпоративных стандартах, чем на осознанном выборе этой платформы по техническим параметрам».
По всей видимости, в отраслях, которые относятся к критической инфраструктуре, процесс импортозамещения намного сложнее. Здесь недопустимы сбои и простои, поэтому действовать необходимо максимально оперативно. Однако, если говорить о темпах импортозамещения и обстоятельствах, заставляющих бизнес ускоряться в этом направлении, то о возможности форсировать события стоит говорить, опираясь на отрасль, бюджет, способности привлечь компетентных специалистов. В целом в ��екущих условиях диджитализация бизнеса продолжается и, кроме оперативного реагирования на внешнюю энтропию, следует не забывать о плановых работах по цифровизации.