Сколько стоит маркетолог? О наболевшем.
Итак, давайте поразмышляем. Почему один специалист просит заоблачные для клиента суммы, а другой готов работать практически за еду? Есть одна распространённая цитата: «Маркетолог должен работать за процент с продаж!»
Давайте подумаем, какой продукт производит маркетолог, какова выгода компании/клиента, как устроены процессы в бизнесе и какова роль маркетолога в цепочке продаж?
Итак, какой же продукт производит маркетолог? Лиды или упаковку, скажете вы.
Для понимания ответа на этот вопрос я предлагаю разделить специалистов на два уровня: высокий и низкий. По задачам, которые выполняют эти специалисты.
Высокоуровневые задачи зависят от степени сложности поставленной задачи. Например: «О нашем производстве лодок никто не знает». Специалист должен определить, что нужно сделать, чтобы найти решения и выработать методики для повышения узнаваемости бренда.
Низкоуровневая задача: «Надо продать лодки. Цена лида не более 1000 рублей». Эти задачи имеют понятный алгоритм решения, уже сложившиеся инструменты и механики. На низкоуровневых задачах работают директологи, таргетологи, SEO-специалисты, копирайтеры и SMM-специалисты. Каждый из них является профи лишь в одной области и знает, как решать проблему своим инструментом.
Как поступит высокоуровневый специалист? Для решения задачи по узнаваемости бренда лодок и увеличению рынка сбыта, что он сделает? Он проверит: дистрибуцию, характеристики, целевую аудиторию (ЦА), конкуренцию.
После этого маркетолог составит техничес��ое задание для низкоуровневых специалистов и сведёт результаты их работы в единый формат. Что это даст? Полноценную работу по достижению главной задачи. Продажи при этом будут существенно выше, чем при простой рекламе.
Какие здесь минусы? Цена.
Какие задачи у точечных специалистов?
Копирайтер создаёт высококачественные тексты, которые раскрывают продукт компании в лучшем свете.
Дизайнер формирует зрительные образы, удовлетворяющие внутренним задачам и ожиданиям ЦА.
SMM-менеджер обеспечивает знание о компании и её продуктах, миссии и ценностях, а также о том, через какие соцсети можно коммуницировать с ней.
Директолог позволяет аудитории видеть правильную рекламу, что даёт ответы на вопросы и решения их болей посредством продуктов компании.
Таким образом, утверждение о том, что маркетологи разные, вполне справедливо. Они занимаются абсолютно уникальными задачами, которые зависят от стадий развития бизнеса.
Когда речь заходит о цене услуг маркетолога, очень важно учитывать несколько ключевых аспектов: желания самого специалиста, его реальный вклад в работу компании, его роль в различных процессах внутри структуры, возможности самой компании, доход, который она получает от маркетинговых действий, и, конечно, уровень рыночных ставок.
Меня очень удивляет подход, когда кто-то утверждает: «Я думаю, что работа моего сотрудника стоит сумму N, и меня не интересует реальная ситуация на рынке». Подобный подход демонстрирует поверхностное понимание вопроса.
Никто не задумывается о том, что вклад маркетолога выходит за рамки одной лишь задачи по генерации лидов. Также редко анализируются стратегии специалиста, основанные на тщательном обследовании работы компании. Зачем? Если есть лиды и продажи — это уже достаточно. А если лидов нет? Тогда, мол, идите на рынок труда, мы найдём кого-то классного. Знакомая ситуация, не правда ли?
Так сколько же действительно стоит маркетолог? Наверное — больше, чем вы можете себе представить, и меньше, чем считает сам специалист?