Новый век техно-спиритуализма: приближаемся к отрасли "после смерти"
Растущий рынок ИИ продуктов обещает пользователям почти невозможный опыт: коммуникации и «воссоединение» с умершими. ИИ боты уже зашли на рынок психологического благополучия и предлагают ИИ компаньонов. Рынок так называемого ИИ «после смерти» также развивается. Лидируют на рынке ИИ «после смерти» - США, Китай и Южная Корея. Компании позиционируют свои продукты как помогающие людям «пережить горе» или потерю путем разговоров с умершим. Такие заявления основываются на ошибочном, но общепринятом представлении, что горе - это линейный процесс или состоит из дискретных этапов, и прохождение каждого этапа означает некий прогресс. Однако эти ИИ боты могут создать препятствие для осознания реальности мира, отрывая нас от переживания горя и траура, который мы переживаем в общности. Мы нуждаемся в «прожитии» нашего горя из-за утраты и принятия своих чувств, а не избегания их. Самое тревожное в том, что возможности ИИ сегодня – это только верхушка айсберга. Ближайшее будущее принесет нам более реалистичные и соблазнительные способы игнорировать нашу реальность или создать свою, но другую. Таким образом, мы изолируем себя в нашем горе, а не справимся с ним и продолжим жить полноценной жизнью.
Пожилой кореец по имени г-н Lee, одетый в пиджак и брюки, наклонился к своей жене и сказал: «Дорогая, это я. Прошло много времени».
«Я не ожидала, что такое со мной случится. Я счастлива».
Г-н Lee мертв. Его вдова разговаривала с образом, сгенерированным ИИ. ИИ проекция г-на Lee: «Не забывай, что я всегда с тобой. Будь здорова, пока мы не встретимся снова».
Этот разговор был снят для промо ролика Re;memory, инструмента ИИ, созданного корейским стартапом DeepBrain AI. Стартап предлагает услуги профессиональной студии записи и экранирующего проектора для создания образа умерших людей.
Этот растущий рынок ИИ продуктов обещает пользователям почти невозможный опыт: коммуникации и «воссоединение» с умершими. Некоторые из образов, которые также воссоздают умерших, например, стартапы HereAfter AI и StoryFile, восстанавливают историческую ценность образа. Они создают образ на основе воспоминаний и голоса покойного, что позволяет показать реалистичную голограмму или чат-бота, с которым члены семьи умершего смогут разговаривать.
Стремление наладить связь между жизнью и смертью всегда было драйвером интереса человека. Тысячелетиями религии и мистики предлагали разные способы найти эту связь, размывая границу между логикой в пользу веры в вечную жизнь.
Технологии предлагают свой способ связать живых и мертвых
Почти сто лет назад Томас Эдисон объявил, что попытается создать «аппарат», способный «помочь тем, кто ушел из нашего мира, общаться с живыми». Эдисон был известен своими проектами в телеграфии, лампочках накаливания и двигающимися картинками. По словам Эдисона, его аппарат будет функционировать не с помощью «оккультных сил» или «колдовства», а с помощью «науки».
По мере развития науки и технологий развивались и способы, с помощью которых делались попытки выйти в мир мертвых. В 19м и 20м веках спиритуалисты и псевдонаучные деятели пытались связаться с мертвыми с помощью спиритических сеансов, вызова духов и эдисоновского «спиритического телефона».
ИИ аватары сегодня ознаменовали новую эпоху техно-спиритуализма. Машины уже играют большую роль в нашей жизни и определяют многие наши решения. Алгоритмы предоставляют нам новости и музыку. Таргетированная реклама предсказывает наши желания. Приложения мониторинга сна и умные часы превращают нашу физическую форму в игру. До недавнего времени горе и смерть оставались тем немногим из нашей жизни, что не подлежало оптимизации, эффективности и продуктивности.
Индустрия технологий смерти начинает развиваться, и ИИ становится все более вездесущим. Даже такое состояние как горе не может более оставаться за рамками. ИИ для психологического благополучия становится все более распространенным.
Такие компании как Replika предлагают чат-ботов или «компаньонов». Пользователи создают аватаров, которые оказывают им эмоциональную поддержку. Самая последняя волна технологии устремилась на горе и утрату.
Многие производители ИИ аватаров и чат-ботов живут в парадигме оптимизации. Они позиционируют свои продукты как помогающие людям «пережить горе» или потерю путем разговоров с умершим. Такие заявления основываются на ошибочном, но общепринятом представлении, что горе - это линейный процесс или состоит из дискретных этапов, прохождение каждого означает некий прогресс.
На сайте Re;memory бросается в глаза цитата, приписываемая Конфуцию: «Если вы не скорбите над значительной утратой, то что же может вызвать вашу скорбь?». Имеется в виду, что, вернув умершего с помощью технологии, можно скорбеть правильно.
Риски применения ИИ для горевания по умершему: бизнес делает деньги, а не помогает пользователям справиться с горем
Потенциальные риски ИИ инструментов для горевания довольно значительные и не потому, что компании получают прибыль за счет горевания пользователя, а то, что они поощряют желание горевать и заблуждения, а последние могут быть совсем не полезные пользователям.
В недавнем исследовании Кембриджского университета оценили этическую сторону индустрии «после смерти» (digital afterlife industry) и установили, что компании этой отрасли могут начать делать больше денег, если предложат клиентам подписку или заставят смотреть их рекламу ради возможности коммуницировать с аватаром умершего.
Риск особенно высокий, если компаниям удастся уловить зависимость пользователей от общения с аватаром умершего. ИИ бот также может предлагать пользователям делать покупки спонсорской рекламы, например, заказать любимую еду умершего с помощью определенной службы доставки.
Исследователи из Кэмбриджа нарисовали еще один сценарий, когда компании по какой-то причине не смогут деактивировать свои ИИ ботов, и пользователи будут продолжать получать уведомления. Пользователь может начать ощущать, что «его преследует умерший».
Смешение реальности, фантазии и коммерческий подход разрушает скорбь
Спиритический сеанс Викторианской эпохи создавал временную иллюзию связи с потусторонним миром. Сегодня ИИ боты предлагают более страшную историю: постоянное взаимодействие с мертвыми, что не дает человеку возможность пережить утрату и справиться с утратой.
В некоторых обстоятельствах аватары и чат-боты могут быть полезными. Если они используются как определенное пространство для воспоминаний, например, как дневник. Однако в современной культуре, ориентированной на эффективность, которая поощряет пропускать неприятное, болезненное и беспорядочное, полезность ботов может быть только тогда, когда пользователь точно осознает, что говорит с ИИ ботом.
Загадочная правдоподобность этих аватаров усложняет осознание, что они не реальны, а это значит, что человек не переживает утрату, а убегает от нее.
ИИ инструменты не помогают справиться с горем, а помогают избежать «прожития» утраты и принятия ее
Чем больше мы используем инструментов, чтобы избежать горя, тем сильнее они могут навредить. Эти ИИ инструменты могут создать препятствие для осознания реальности мира, отрывая нас от переживания горя и траура, который мы переживаем в общности. Если мы действительно будем считать такие инст��ументы способом пережить горе, то нас просто надули.
Пока неясно, насколько эти инструменты «после смерти» станут популярны, но большое количество компаний создает и продает их. Лидируют на рынке ИИ «после смерти» - США, Китай и Южная Корея.
Можно предположить, что эти ИИ чат-боты станут частью нашего будущего.Что значит принять самые тяжелые чувства, которые сопровождают потерю? Что, если мы будем считать, что в этих делах нет места эффективности и оптимизации?
Мы вступаем в новую эпоху техно-спиритуализма, и вопрос не в том, когда парадигма оптимизации придет в такую тонкую материю как горе, а в том, когда мы решим бороться с ней и не впускать ее в нашу скорбь.
Начиная от спиритического телефона до ИИ бота-образа умершего, мы будем пытаться связаться технологически с миром мертвых. Самое тревожное в том, что возможности ИИ сегодня – это только верхушка айсберга.
Ближайшее будущее принесет нам более реалистичные и соблазнительные способы игнорировать нашу реальность или создать свою, но другую. Таким образом, мы изолируем себя в нашем горе. Мы не можем контролировать технологический прогресс. Но мы можем контролировать то, как мы сталкиваемся и справляемся с неприятными и болезненными чувствами даже в самых тяжелых ситуациях.
Ссылка на статью:
Исследование Griefbots, Deadbots, Postmortem Avatars: on Responsible Applications of Generative AI in the Digital Afterlife Industry: