Тьютор в школьном образовании: кто, зачем, откуда

Распространено заблуждение, что онлайн-образование полностью отсекает ребёнка от общества сверстников, учителей и прочих мудрых взрослых, готовых наставить на путь истинный, помочь советом и делом, социализироваться и стать частью мирового сообщества. На самом деле это не так. И если про социализацию вне школы уже сказано много, то про мудрых взрослых информации недостаточно. Разбираемся, кто такие тьюторы и какую роль они играют в онлайн- и офлайн-образовании.

Тьютор в школьном образовании: кто, зачем, откуда

История тьюторства

Народная мудрость гласит: «всё новое — это хорошо забытое старое». Иногда, правда, слегка видоизмененное. Понятие тьюторства пришло к нам из XIV века и британских университетов. Тогда тьюторы играли роль надзирателей и следили за посещаемостью и дисциплиной.

Со временем поменялись форматы образования, менялись отношения и правила поведения. И тьюторы подобрели. Сегодня это люди, которые сопровождают детей на учебной тропе, помогают решать организационные и многие образовательные вопросы; своего рода старшие товарищи и наставники, к которым всегда можно обратиться за помощью.

Тьютор в офлайне

Профессия тьютора включает в себя множество обязанностей, ведь специалист должен уметь находить индивидуальный подход к каждому ребёнку в зависимости от его характера и даже возраста. Незаменимы такие специалисты и в инклюзивном образовании: они помогают детям с особенностями развития наладить отношения с одноклассниками, освоиться в школе, держаться в учебном ритме и не теряться.

С 2021 года в России запустилась программа переаттестации учителей по программам «учитель-методист» и «учитель-тьютор». Появление таких специалистов должно приблизить образовательную систему к реальности и вызвать у детей «образовательную рефлексию» — показать связь школьных знаний с окружающим миром и самим учеником, помочь понять себя и определить своё место в жизни.

Успешный опыт тьюторства виден и в высшем образовании. Такие специалисты есть в Высшей школе экономики, в Томском и в Пензенском государственных университетах и во многих других вузах по всей России. Они помогают студентам не только адаптироваться к новому учебному формату, но и использовать все свои возможности — тьюторы рассказывают о различных стажировках, конференциях и конкурсах, помогают собирать документы, дают советы по дальнейшей научной карьере.

Обращаются к помощи тьюторов и во многих других странах: в Англии, Германии, ОАЭ. Там задачи таких специалистов схожи с задачами в России: поддержка, стимулирование интереса к учёбе, развитие когнитивных навыков. В основном работа тьютора ведётся в формате индивидуальных занятий, а целью внедрения специалистов в учебный процесс является общее повышение качества образования.

А ещё тьютор просто незаменим в онлайн-образовании.

Персональные наставники в онлайн-школе

В 2017 году ИнтернетУрок начал делать уверенные шаги в развитии Домашней школы — полноценной экосистемы для получения образования с 1 по 11 классы. С ростом количества учеников добавились и новые заботы: к нам всё чаще стали обращаться с просьбами помочь спланировать расписание и вообще адаптироваться к новому формату обучения. Ученикам нужен был не учитель, но своего рода личный классный руководитель.

Так мы решили ввести в учебный процесс персональных наставников (коротко и между нами — ПН). Сначала наставник был всего у пары учеников ИнтернетУрока, но чем активнее развивается наша школа, тем больше желающих.

Персональные наставники ИнтернетУрок
Персональные наставники ИнтернетУрок

Сегодня популярность услуги персонального наставника растет пропорционально росту школы. Если в самом начале с наставником работали лишь единицы, то в 2020/2021 учебном году услуга действовала у 7%. При этом около 60% пользователей услуги продлевают её каждый месяц. У нас есть немало учеников, которые пользуются этой услугой год, два, три и более.

Вопрос извечный: зачем да почему?

Какими факторами определяется рост интереса к этой услуге?

  • Индивидуальный подход. ПН помогает ученику вырабатывать индивидуальную траекторию обучения и следовать ей, внося коррективы по мере необходимости.
  • Развитие гибких навыков. Общение с компетентным и искренне заинтересованным взрослым помогает ребёнку развивать рефлексию и самоанализ, эмоциональный интеллект, а также soft skills, такие как коммуникативные навыки, долгосрочное планирование и тайм-менеджмент. А ведь гибкие навыки, по данным исследования ученых из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги, составляют 85% успеха человека в профессии.
  • Помощь родителям. В нашей школе родители в значительной мере берут на себя ответственность за учёбу, однако детям бывает трудно увидеть в родителе учителя, а родителям не всегда хватает времени на помощь в обучении ввиду занятости. ПН же берет на себя контроль над работой ученика и снимает с родителей роль «кнута».
  • Связь со школой. На дистанционном обучении некоторым хочется больше живого взаимодействия: детям — чтобы их мотивировали и «подталкивали» к учёбе, родителям — чтобы была обратная связь. ПН регулярно помогает ученику подвести итоги прошедшей недели и запланировать предстоящую.
  • Самоорганизация. В очной школе всегда есть чёткое расписание, одноклассники, у которых можно спросить домашку, и учителя, которые напоминают об этой самой домашке 2–3 раза в 45 минут. ПН же не только следит за выполнением всех работ, но и учит ребёнка самостоятельно строить расписание и распределять учебную нагрузку так, чтобы уложиться в отведённые сроки.
  • Адаптация. Привыкать к новому формату обучения нужно и детям, и родителям. ПН научит ориентироваться в расписании и личном кабинете, упростит этап адаптации, подскажет и поможет во всём, что касается организации обучения.
  • Общение. Чтобы социализироваться, необязательно ходить в школу. Дети находят себе хороших друзей в секциях, кружках, гуляя во дворе, и так далее. Однако очень хорошо, когда есть дополнительное общение и поддержка со стороны заинтересованного в успехах ребёнка наставника.
Образец отчетного письма для родителей ИнтернетУрок
Образец отчетного письма для родителей ИнтернетУрок

Результат налицо

Многие наши ученики с удовольствием делятся с наставниками своими успехами и даже секретами — например, о влюблённости или о каких-то страхах. Для наших учеников ПН — это взрослый человек, к которому всегда можно прийти за советом и поддержкой, с которым можно спокойно поговорить о чём угодно.

Спасибо, что есть такая услуга. Мы использовали этот вариант в 9 классе. Довольны работой наставника, всё было чётко, легче было вникнуть в процесс обучения в школе. И мой контроль был меньше, что очень важно.

Мама ученика ИнтернетУрока

Хочу выразить благодарность нашему персональному наставнику Елене Михайловне. Благодаря ей мы легко вошли в колею и быстро адаптировались к новому формату! Елена Михайловна очень отзывчива, педантична, помогала не только в учёбе, но и с документами при поступлении. А также подбадривала и мотивировала ребёнка и меня! Большое спасибо ИнтернетУроку за такую поддержку!

Мама ученика ИнтернетУрока

Не ошибается тот, кто ничего не делает

При внедрении персональных наставников в учебный процесс мы столкнулись с трудностями — особенно в том, что касалось стиля общения. На первых порах мы выделяли ученику просто любого свободного на данный момент наставника, и часто именно это приводило к разногласиям — родителей или ученика мог не устраивать подход, который выбирал их наставник. Кому-то нужен строгий надзиратель, а кому-то, наоборот, не хочется, чтобы на его ребёнка давили.

Чтобы избежать серьезных несовпадений в характерах, мы разработали специальную анкету для знакомства с учениками. Прежде чем начать общение с наставником, ребёнок или родитель проходит небольшой опрос, который позволяет нам лучше понять его характер и подобрать подходящего наставника.

Возрастные особенности

Коммуникативные потребности ребёнка во многом зависят от возраста, поэтому в целом мы рекомендуем ПН придерживаться определённой стратегии:

  • Начальная школа, 7–11 лет. В этот период детям свойственны доверчивость и открытость, добросовестность и старательность, эмоциональность. В связи с этим тон общения спокойно-доброжелательный, в меру требовательный, с объяснением своей позиции — как у мамы.
  • Средняя школа, 12–14 лет. В этом возрасте ребёнок проявляет всё больше самостоятельности, чаще опирается на личный опыт, ищет собственные пути и намечает приоритеты в предметах. ПН общается скорее как старший товарищ, замечает успехи и изменения во взглядах, проговаривает этапы взросления, выслушивает позицию и направляет внимание на дополнительное образование и внешкольные хобби.
  • Старшая школа, 15–17. Где-то начиная с 8 класса ученик во всём проявляет индивидуальность, отстаивает собственную позицию, появляется целевая направленность в будущее. ПН — это заинтересованный собеседник, который разогревает и поддерживает самомотивацию ученика, замечает сильные и слабые стороны и активно интересуется взглядами ученика на его будущее.

Разумеется, наставник находит подход к каждому конкретному ученику и настраивается на работу с ним, учитывая его психоэмоциональные особенности.

Нет предела совершенству

Чем персональные наставники помогают помимо сопровождения учебного процесса:

  • Тестирования. Помимо вводного опроса для новых учеников у нас есть тестирование на интересы, тест на адаптацию к школе и к новому формату. Пока это общие тесты, переработанные и адаптированные нашими психологами под формат дистанционной учёбы.
  • Профориентация. После 2 месяцев работы с ПН ученику предлагается тест, результаты которого анализирует специалист, а ученик в итоге получает таблицу с предложениями по подходящим профессиям.
  • Помощь в сложных вопросах. Наставник помогает ребёнку или родителям разобраться в сложных ситуациях, например, если ученик не согласен с полученной оценкой или если возникают какие-то неполадки в работе сайта или личного кабинета. В этом случае ПН лично связывается с нужным отделом и помогает разрешить ситуацию.
  • Регулярные отчеты родителям. По итогам работы с учениками наставники раз в неделю отправляют родителям письма со структурированной и наглядной информацией и графиками успеваемости.

***

Тьютор в образовании сегодня становится не просто помощником и старшим товарищем, он способствует развитию личности ребёнка и поиску своего места в жизни. Для студентов тьюторы тоже становятся незаменимыми: они помогают не упускать шансы и развиваться в выбранной сфере, строить успешную карьеру.

В целом такое наставничество становится связующим звеном между учеником и системой образования, облегчая путь передачи информации и оборачивая её в понятную ученикам, приближенную к реальности и применимую оболочку. Что, в свою очередь, значительно повышает качество образования.

33
Начать дискуссию