Публичность в период pre-IPO

Как показать инвесторам свою силу

В Россию набирает популярность pre-IPO – выход в допубличное пространство, когда эмитент размещает свои акции на внебиржевом рынке, где их могут купить квалифицированные инвесторы. За 2023 год 25 компаний провели pre- IPO почти на 1 млрд рублей. Часть предварительных размещений совершили команды крупного бизнеса, которые готовятся к IPO, а часть — стартапы. По данным Dsight, общий объем фондового рынка в первом полугодии 2024-го составил $46 млн, из которых 70% привлекли стартапы на ранних и поздних стадиях. Розничные инвесторы хотят вкладываться в них через синдикаты и инвестплощадки, ожидая pre-IPO и IPO. Кроме того, Банк России подсчитал, что количество квалифицированных инвесторов, которым доступны торги на площадках pre-IPO, за 2023 год выросло на 33%. К 2030-му в России планируют вдвое увеличить капитализацию фондового рынка. Владимир Путин на ПМЭФ заявил, что нужны дополнительные меры для стимулирования выхода компаний на IPO, и поручил их разработку правительству и Центробанку. Однако инвесторы сетуют на низкие аллокации в рамках того или иного IPO, иначе говоря — успешных компаний на всех не хватает. На IPO «Европлана», к примеру, по оценке участников рынка, аллокация составила 4–5%, МТС-банка — в среднем 4,4%, «Диасофта» — 1–3 акции. Некоторые бумаги после размещения теряют в цене. Многие понимают, что надо инвестировать на более ранних стадиях. Как следствие, высокую популярность набирает тренд на механизм pre-ipo, а эксперты сходятся во мнении, что он пришел надолго.

Pre-IPO. Подготовка к публичности

Процедуру pre-IPO крупные компании выбирают как некую репетицию перед выходом на биржу. Небольшой бизнес, для которого затраты на IPO, могут оказаться нерациональными, может в рамках pre-IPO получить финансирование на развитие уже сейчас.

Для компаний pre- IPO — один из вариантов привлечения денег, инструмент для укрепления своих позиций на рынке и важный этап в подготовке к выходу на публичное размещение. А инвесторы получают возможность войти в перспективный бизнес по минимальной цене.

В России за последние годы крупнейшими pre-IPO сделками, по данным инвестплатформ, стали: фудтех-стартап Osnova Tech (привлекли 90 млн руб.), поставщик зарядной инфраструктуры для электрокаров Hyper (127 млн руб.), биотех РБТ (155 млн руб.), финтех-сервис CarMoney (220 млн руб.).

В 2023 году около двух десятков российских компаний готовились к pre-IPO. В 2024-м на pre-IPOвышел «Самолет Плюс» со своим рекордом в 825 млн рублей. Успешное предварительное публичное размещение провел в этом году и сервис по аренде пауэрбанков «Бери заряд!». За три дня стартап собрал более 750 млн рублей.

В ходе pre-IPO в октябре текущего года частная российская аэрокосмическая компания SR Space, которую сравнивают со Starlink привлекла 2,5 млрд рублей. Это была первая pre-IPO сделка на новой платформе Мосбиржи. Всего в этом году может быть проведено 10-12 сделок на 3-5 млрд рублей.

Pre-IPO первоклассных компаний собирают огромную аудиторию. В октябре текущего года брокер «Финам» открыл российским квалифицированным инвесторам доступ к pre-IPO частной американской космической компании SpaceX, основателем которой является миллиардер Илон Маск. По мнению аналитиков, SpaceX может выйти на IPO в 2027–2028 годах. Правда, никакой книги заявок нет, сегодня купить долю в компании получится только на вторичном рынке у держателей акций.

Pre-IPO — рискованная история для инвесторов, однако именно она — одна из самых прибыльных. Майк Марркула, первый бизнес-ангел, инвестировавший в Apple, вложил $250 тысяч в 1977 году в обмен на 30% акций компании. $170 тысяч были кредитом, а оставшиеся $80 тысяч — акциями. Когда в декабре 1980 года Apple стала публичной компанией, инвестиции Марркулы из $250 тысяч превратились в $203 миллиона.

Для выхода на pre-IPO компании придется пройти финансовый аудит, улучшить корпоративное управление, привести в порядок учредительные документы и, определив стоимость бизнеса, установить привлекательную для инвесторов цену на бумаги. Однако все эти шаги не сделают компанию узнаваемой, не сделают ее более заметной для инвесторов и не создадут сильный бренд. Основателям бизнеса придется выйти в публичное поле.

Без паблисити нет просперити

Директор департамента рынка акций Мосбиржи Борис Блохин заявляет, что компании, которые выходят на рынок капитала, должны быть открытыми: проводить всевозможные вебинары, стримы со своими потенциальными инвесторами, рассказывать про свой бизнес и про себя. PR-кампания в период pre-IPO — это акцент на развитие бизнеса, на устойчивость и потенциал роста.

Инвесторы должны быть уверены, что компания пройдет весь этот путь, что ее создатели упорны и умны, а продукт востребован на рынке. Перед IPO Zoom ее основатель Эрик Юань вышел в публичное поле и рассказал о примере личной настойчивости: он подавал документы на визу США восемь раз, и все восемь получал отказ. Лишь по прошествии полутора лет ему выдали визу, и он смог переехать в Кремниевую долину. Эта история не имеет отношения к структурированию финансов, но многое говорит о настойчивости владельца бизнеса. Мистеру Юань завоевал сердца инвесторов на личном сторителлинге, который отобрала его команда пиарщиков.

Перед выходом на IPO сайт знакомств Bumble выбрал знаменитую теннисистку Серену Уильямс для своей новой компании «Женщины-героини». Потом были розовые мячи на суперкубке и возможность женщинам первыми начинать переписку в Bumble. Через год на сайте стало 100 млн пользователей, а еще год спустя на IPO акции компании выросли на 77%.

Процесс построения доверия сложен и часто требует знаний не только в своем бизнесе, но и в смежных отраслях. Всегда надо быть готовым к кризису, иметь сценарии на возможные варианты развития событий. В 2020 году перед выходом на IPO компании Airbnb никто не ожидал пандемии. Но она случилась. Airbnb смогла показать своим клиентам, что арендовать апартаменты через сервис безопасно. Итогом PR-кампании стал оглушительный успех на бирже и рост цены акций более, чем в два раза.

PR-поддержка pre-IPO в разы сложнее. Чаще всего механизм используют молодые компании. И здесь надо позаботиться не только о работе с экспертами, аналитиками и СМИ. Придется грамотно «упаковать» компанию: рассказать о её достижениях, успехах, инновационных решениях, масштабируемости бизнеса и будущих планах. В период pre-IPO бизнесу формируют репутацию, которая останется с ним надолго. Корректная интерпретация происходящего в компании и с компанией – позволяет создать четкий и понятный устойчивый публичный образ.

В моменты выхода бизнеса на pre-IPO большее влияние на инвесторов может оказать не отчет, которым будем объективны, вряд ли может удивить компания, находящаяся в поисках дополнительного финансирования, а убедительная история – почему сейчас, стоит поверить и вложиться именно в этот актив.

Начать дискуссию