В Россию набирает популярность pre-IPO – выход в допубличное пространство, когда эмитент размещает свои акции на внебиржевом рынке, где их могут купить квалифицированные инвесторы. За 2023 год 25 компаний провели pre- IPO почти на 1 млрд рублей. Часть предварительных размещений совершили команды крупного бизнеса, которые готовятся к IPO, а часть — стартапы. По данным Dsight, общий объем фондового рынка в первом полугодии 2024-го составил $46 млн, из которых 70% привлекли стартапы на ранних и поздних стадиях. Розничные инвесторы хотят вкладываться в них через синдикаты и инвестплощадки, ожидая pre-IPO и IPO. Кроме того, Банк России подсчитал, что количество квалифицированных инвесторов, которым доступны торги на площадках pre-IPO, за 2023 год выросло на 33%. К 2030-му в России планируют вдвое увеличить капитализацию фондового рынка. Владимир Путин на ПМЭФ заявил, что нужны дополнительные меры для стимулирования выхода компаний на IPO, и поручил их разработку правительству и Центробанку. Однако инвесторы сетуют на низкие аллокации в рамках того или иного IPO, иначе говоря — успешных компаний на всех не хватает. На IPO «Европлана», к примеру, по оценке участников рынка, аллокация составила 4–5%, МТС-банка — в среднем 4,4%, «Диасофта» — 1–3 акции. Некоторые бумаги после размещения теряют в цене. Многие понимают, что надо инвестировать на более ранних стадиях. Как следствие, высокую популярность набирает тренд на механизм pre-ipo, а эксперты сходятся во мнении, что он пришел надолго.