Fitch ухудшает прогноз по JetBlue до негативного, сохранив рейтинги IDR и EETC

Fitch пересмотрело прогноз по рейтингу JetBlue с «Стабильного» на «Негативный», сохранив долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (IDR) на уровне ‘B’. Причиной стала ожидаемая просадка спроса на внутренние перелёты на фоне ухудшения макроэкономики, что усилит давление на маржу авиакомпании.

Кредитный профиль JetBlue остаётся слабым для уровня ‘B’ из-за низкой операционной маржи и высокого долга, накопленного с начала пандемии. Это может затянуть восстановление прибыльности и удерживать леверидж за пределами допустимых уровней.

Негативные действия возможны, если компания не улучшит краткосрочную прибыльность, денежный поток и не достигнет коэффициента покрытия выше 1,5x. Текущий рейтинг поддерживается достаточной ликвидностью, доступными источниками финансирования и реализацией стратегических инициатив.

Fitch подтвердило рейтинги субординированных траншей JetBlue 2019-1 и 2020-1 на уровне ‘BB+’, что выше IDR компании (‘B’/негативный прогноз). Повышение отражает сильные механизмы защиты и наличие ликвидности, что обеспечило рейтингам преимущество в четыре ступени.

Также подтверждены рейтинги:

  • Сертификатов класса AA транзакции 2019-1 — на уровне ‘A+’,
  • Класса A 2019-1 — на уровне ‘BBB’,
  • Класса A 2020-1 — на уровне ‘A’.

Рейтинги класса AA поддерживаются высоким уровнем обеспечения. Класс A по 2019-1 отражает ограниченный запас прочности по LTV в стрессовом сценарии и медленную амортизацию, делая его чувствительным к снижению стоимости. Рейтинг класса A 2020-1 обеспечен сильным залогом и высоким качеством активов

Fitch отмечает, что бюджетные авиаперевозчики, такие как JetBlue, окажутся в менее выгодном положении по сравнению с авиакомпаниями полного сервиса на фоне ослабления внутреннего спроса. Крупные игроки выигрывают за счёт широких маршрутных сетей, программ лояльности и привлекательных базовых тарифов для чувствительных к цене пассажиров. Это особенно критично для JetBlue, которая проходит через этап восстановления и сталкивается с необходимостью увеличивать удельную выручку для компенсации высоких расходов и операционных убытков последних лет.

Ожидается, что давление на удельные затраты сохранится и в 2025 году, частично из-за дефицита двигателей Pratt & Whitney, ограничивающего рост пропускной способности. Прогнозируется нулевой рост по этому показателю и рост нетопливных затрат на 5–7%. При ослаблении спроса компания может дополнительно сократить планы по пропускной способности, что усилит давление на затраты. В 2024 году удельные затраты JetBlue были на 25% выше допандемийного уровня, тогда как выручка выросла лишь на 10,7%, что привело к ежегодным убыткам с 2019 года.

Тем не менее, финансовая подушка JetBlue остаётся достаточной: по итогам 2024 года на счетах было 3,6 млрд долларов, плюс полностью доступная кредитная линия. Привлечённый в 2024 году капитал позволяет финансировать поставки самолётов либо за счёт средств, либо через финансирование, укрепляя активную базу. Крупные выплаты по долгу ожидаются в 2026 году (705 млн долларов), включая 325 млн долларов по конвертируемым облигациям, однако Fitch считает этот объём управляемым при текущем уровне ликвидности.

Fitch положительно оценивает ключевые элементы стратегии JetBlue "JetForward", включая выход с неэффективных направлений, фокус на туристических маршрутах, повышение дополнительных доходов и развитие премиальных услуг. Эти меры потенциально способны улучшить маржу. Однако высокая конкуренция, особенно со стороны других туристических авиаперевозчиков, снижает предсказуемость результатов. Тем не менее, JetBlue обладает преимуществами благодаря сильному присутствию на прибыльных рынках и узнаваемому бренду в сравнении с ультра-бюджетными конкурентами.

Прогноз по свободному денежному потоку (FCF) остаётся негативным: ожидается дефицит в размере более 1 млрд долларов в 2025 году и несколько сотен миллионов в 2026-м. Улучшение возможно к 2027 году — за счёт роста маржи и снижения капитальных затрат, особенно после решения перенести поставки новых самолётов.

Хотя привлечение капитала в 2024 году укрепило ликвидность, оно также усилило и без того высокий уровень задолженности. Общий долг и аренда выросли более чем на 60% за год. Первоначально Fitch ожидало снижения левериджа к 2026–2027 годам, но текущие экономические условия делают это менее реалистичным. Дополнительное давление на денежные потоки окажут высокие процентные расходы и планируемые инвестиции, что ограничит возможности по сокращению долга в краткосрочной перспективе.

Fitch ожидает, что давление на маржу JetBlue, вызванное вынужденной остановкой самолетов с двигателями Pratt & Whitney, сохранится до 2026 года. В 2025 году около 15% флота будет выведено из эксплуатации, с пиковыми значениями в ближайшие один-два года. Это особенно проблематично, поскольку речь идет о наиболее эффективных в эксплуатации воздушных судах, что увеличивает нагрузку на старые самолеты и расходы на их обслуживание. JetBlue прогнозирует снижение маржи примерно на 3% в 2025 году в результате этих ограничений.

Рейтинг JetBlue на уровне ‘B’ выше, чем у Spirit Airlines (‘CCC+’), что отражает лучшую финансовую гибкость, сильное рыночное присутствие в ключевых регионах (Нью-Йорк, Бостон) и более позитивную репутацию среди клиентов. Однако леверидж JetBlue остаётся слабым по сравнению с крупными сетевыми авиакомпаниями, такими как American Airlines (‘B+’/стабильный) и United Airlines (‘BB’/позитивный), из-за ограниченной прибыльности в краткосрочной перспективе.

Операционная маржа компании остаётся значительно ниже допандемического уровня, и Fitch не ожидает её существенного восстановления в 2025 году. Более крупные игроки уже демонстрируют улучшение показателей, в то время как JetBlue, более сконцентрированная географически и обладающая менее стабильной программой лояльности, остается под давлением.

Тем не менее, рейтинги обеспеченных сертификатов JetBlue остаются устойчивыми. Класс ‘A+’ по выпуску 2019-1 поддерживается низким уровнем LTV даже в стрессовом сценарии. Сертификаты класса ‘A’ выпуска 2020-1 соответствуют аналогичным рейтингам у American Airlines, Air Canada и British Airways, благодаря схожему уровню обеспечения и высокому качеству активов.

Сертификаты класса B JetBlue получили рейтинг ’BB+’, что на четыре ступени выше долгосрочного рейтинга дефолта эмитента (IDR). Такое повышение обусловлено высоким уровнем обеспечения и наличием механизма ликвидности, обеспечивающего дополнительную защиту инвесторов.

Начать дискуссию