Срочный выход в онлайн и любимые грабли
Рассказываем, как безопасно перенести свою деятельность в онлайн.
В условиях пандемии и закрытия множества офлайн-магазинов, для малого и среднего бизнеса логично перенести торговые операции, заказ и оплату в онлайн.
При этом сделать это максимально быстро и с минимальными затратами.
В Интернете хватает экономных платформ по созданию сайтов, фрилансеров – разработчиков и дизайнеров, копитайтеров и других профильных исполнителей.
Также легкодоступны шаблоны юридических документов для сайта и работы.
Буквально за считанные дни разработан сайт, зарегистрировано доменное имя, заключен договор с платежной системой и можно начинать давать рекламу.
Какие важные моменты часто остаются «за бортом»?
1. На кого зарегистрирован домен?
Часто бывает, что «кто-то» оплатил домен со своей карты и оформил на себя. В будущем это мина замедленного действия.
2. Что указано в договоре с разработчиком сайта? Переданы ли права на разработку и дизайн?
3. Проверена ли работа копирайтера?
Если нет, то велика вероятность, что на вашем сайте будет размещен полностью скопированный у конкурентов контент.
4. Прочитал ли кто-то полностью, а лучше дал на ревизию юристу оферту, пользовательское соглашение и другие правовые документы, размещенные на сайте?
90% компаний копируют документы у конкурентов из отрасли, но те, возможно, сами скопировали их у кого-то. Первоисточник уже утерян, а все «улучшения» сделали документы немного бессмысленными.
5. Есть ли у вас договор на продажу брендовых товаров?
Вопрос не праздный! Поскольку крупные бренды регулярно мониторят Интернет для выявления контрафакта, незаконного использования своей ТМ и тратят на это ощутимые ресурсы. В Интернете это сделать проще, чем в офлайне.
Практика наших клиентов подтверждает, что самый популярный «выход в онлайн» это:
- Регистрация домена, похожего на уже раскрученный домен конкурента;
- Максимально похожий дизайн сайта и классификатор услуг основного конкурента;
- Копирование рекламной кампании конкурента.
В сегодняшней ситуации это уже не пройдет – рынка на всех не хватит и даже средний бизнес будет защищать свою нишу, бороться с клонами, в том числе и в суде.
Более того, в режиме работы онлайн, ваш бизнес значительно лучше виден и проверяющим органам.
Чтобы не потерять свой онлайн ресурс, контролируйте важные моменты:
- Оформление прав на ресурс и/или передачу прав;
- Права на доменное имя;
- Регистрация торговой марки;
- Депонирование контента (если в вашем случае контент важен);
- Разработка документов для сайта;
- Пакет документов по обработке персональных данных.
Немного практики
Подготавливая позицию по защите онлайн-бизнеса клиента, наши юристы сталкиваются с тем, что домен зарегистрирован на физическое лицо, договора между физическим и юридическим лицом нет, торговая марка не зарегистрирована, контент сайта не задепонирован.
Аргумент: мы на рынке давно, нас все знают, у нас бренд – к сожалению, не имеет правового значения.
Поэтому с увеличением «выхода бизнеса в онлайн» наши юристы практики интеллектуальной собственности ждут вала работы как по регистрации товарных знаков и подготовке документов для онлайн сервисов, так и по судебной работе, которая, судя по всему, будет превалировать.
Хочу заметить, что стоимость регистрационных действий и разработки документов для сайта в разы меньше сопровождения судебных споров, поэтому наш совет – экономьте правильно!