Электронная коммерция: обзор изменений в законодательстве для российского рынка за 1 полугодие 2024 года

С начала 2024 года в российском законодательстве произошли изменения. В статье рассмотрим ключевые нововведения, которые влияют на рынок электронной коммерции в России.

Электронная коммерция: обзор изменений в законодательстве для российского рынка за 1 полугодие 2024 года

1. Обязательная маркировка товаров

С января по сентябрь в маркировку «Честный ЗНАК» включаются новые группы товаров. Теперь для ряда категорий товаров вводится разрешительный режим, без которого продажа и добавление в чек не происходит. Это касается одежды, обуви, лекарств и некоторых продуктов питания. Нововведение направлено на борьбу с контрафактной продукцией и улучшение контроля качества товаров на рынке. Какие товары и когда нужно обязательно маркировать в 2024 году:

Электронная коммерция: обзор изменений в законодательстве для российского рынка за 1 полугодие 2024 года

В платёжном сервисе Robokassa есть поддержка маркировки товаров – в электронном чеке отображаются все необходимые данные.

Электронная коммерция: обзор изменений в законодательстве для российского рынка за 1 полугодие 2024 года

2. Запрещена реклама у иноагентов

С 22 марта 2024 нельзя размещать рекламу на площадках иноагентов: на их сайтах, в соцсетях, блогах, Telegram-каналах и прочих. Самим иноагентам за размещение рекламы грозит ответственность вплоть до уголовной. Но главное, что и рекламодателей тоже могут наказать штрафом от 2.000 до 500.000 рублей.

3. Упрощение процедуры регистрации бизнеса

С 1 марта 2024 года по 1 марта 2025 года будет проводиться эксперимент по запуску сервиса «Старт бизнеса онлайн». Его координатором выступает ФНС России (Постановление Правительства РФ от 13.02.2024 № 144). Процедура регистрации предпринимательства (в том числе, и интернет-магазинов) становится проще – зарегистрировать бизнес возможно онлайн через портал государственных услуг, сократив время и затраты. Сервис предлагает комплексные услуги по госрегистрации юрлиц и ИП, открытию расчётного счёта, выдаче квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи юридического лица и ИП. После прохождения этой процедуры останется подключить онлайн-платежи и кассовое решение. Как правило, это быстро. Здесь важно соблюдать все требования по 54-ФЗ. В Robokassa предприниматели могут подключить онлайн-оплату с бесплатными чеками по 54-ФЗ всего за день, не заботясь о регистрации своей собственной онлайн-кассы и экономя на фискальных накопителях. Суть сервиса заключается в отправке чеков через онлайн-кассу Robokassa, что облегчает ведение бизнеса: особенно, на старте. Регистрируясь в Robokassa, предприниматель также получает более 13 способов оплаты и ряд других полезных функций – всё одним договором.

4. Упрощение уведомления о статусе деятельности предпринимателя

С 1 апреля о начале, окончании ведения бизнеса (или смене фактического места деятельности) нужно оповещать только через «Госуслуги». Для подписи электронного документа фирме нужна квалифицированная ЭП, а физлицу-представителю достаточно неквалифицированной. Уведомлять о реорганизации, смене адреса организации или ИП больше не нужно, потому что эта информация подгружается в единую базу автоматически.

5. Компаниям разрешили переводить деньги через СБП

С 1 апреля 2024 года обмениваться быстрыми переводами друг с другом могут также юридические лица и ИП. Банки обязаны предоставлять эту услугу клиентам бесплатно. Переводы через СБП недоступны только организациям с лицевыми счетами в органах казначейства.

6. Нулевая ставка по НДС на экспорт

Раньше для подтверждения экспорта и применения НДС 0% нужно было подавать в ФНС договор с иностранным лицом на поставку и таможенную декларацию с отметкой таможни в России. Теперь достаточно электронного реестра с данными из деклараций и экспортных контрактов. Кроме того, подтвердить своё право на применение нулевой ставки экспортёр может в течение 180 дней с даты отгрузки товаров.

7. Самозанятые мастера народных промыслов

Согласно закону от 12.12.2023 г. № 585-ФЗ, лица, индивидуально занимающиеся народными промыслами, могут зарегистрироваться самозанятыми. Раньше чтобы изготовленные изделия считали изделиями народных промыслов, лица должны были зарегистрироваться как ИП или оформляться по трудовому или ГПХ договору у юрлица. Важно помнить, что самозанятые в своей работе обязаны не только уплачивать налог, но и пробивать чеки.

С помощью платёжного сервиса Robokassa, который работает с самозанятыми, можно:

  • удобно принимать онлайн-оплаты по иностранным и российским банковским картам, СБП, Pay-методами и др.;
  • использовать автоматические (рекуррентные) платежи для постоянных клиентов;
  • увеличить конверсию в продажи с помощью платёжных виджетов Robokassa для оплаты в рассрочку/кредит/по частям – с ними клиенту проще решиться на более дорогую покупку;
  • использовать полный функционал Robokassa для автоматизации и оптимизации бизнес-процессов;
  • автоматически отправлять данные в ФНС, а клиентам – ссылки на чеки. Вот как выглядят сами чеки:
Электронная коммерция: обзор изменений в законодательстве для российского рынка за 1 полугодие 2024 года

8. Страховые взносы ИП

В 2024 году ИП должны заплатить страховые взносы на ОПС и ОМС в размере 49.500 руб. Если доход ИП превышает 300.000 руб, применяется дополнительная ставка 1%, но платёж не может быть больше 277.571 руб.

9. Мораторий на внеплановые проверки

На 2024 год продлён мораторий на внеплановые проверки ФНС, Роспотребнадзора и других контролирующих органов. Проверки допускаются только по определённым основаниям. Например, если есть риск нарушения обязательных требований, при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни и здоровью людей.

10. Лимиты на УСН

Верхний порог для выручки на УСН в 2024 году увеличился до 265.800.000 руб. При превышении компания не сможет дальше применять упрощёнку. Также теперь стандартные ставки налогов (6% и 15%) применяются при уровне дохода не более 199.350.000 руб. А если компания зарабатывает больше, но не переходит за верхний порог, будут действовать повышенные ставки (8% и 20%).

11. Изменения в НДС

Согласно Федеральному закону № 504-ФЗ от 19.10.2023, с 1 января расширен перечень детских товаров, которые облагаются НДС по ставке 10%. Новые товарные категории:

  • велосипеды;
  • бутылочки для кормления;
  • соски и пустышки;
  • горшки;
  • ванночки и горки для купания;
  • пелёнки.

Есть изменения и по медицинским товарам: на категорию «Парфюмерные, косметические или прочие туалетные средства» отменена льготная ставка 10%, а зубные протезы, интраокулярные линзы и протезы освобождаются от НДС.

12. Пени по налогам и взносам для юрлиц

С 2024 году больше не действует послабление на просрочку уплаты налогов и взносов. Если просрочка составляет более 31-го дня, пени начислят по повышенной ставке — 1/150 ключевой ставки за каждый день просрочки. На ИП такое правило не распространяется: на их неуплаченные налоги и взносы начисляют пени в размере 1/300 ключевой ставки за каждый день просрочки.

13. Новый МРОТ

Минимальный размер оплаты труда в России на 2024 год установлен в размере 19.242 руб. Что нужно делать работодателям: обновить локальные нормативные акты, где есть упоминание о минимальном размере оплаты труда, учитывать новый МРОТ при расчётах больничных и других выплат сотрудникам.

14. Увеличили штрафы за рекламные спам-звонки

С 17 апреля 2024 года в КоАП РФ появился новый состав правонарушения — несоблюдение требований к рекламе, которую распространяют по сетям электросвязи. За него установили такие штрафы:

  • Для ИП и руководителей компаний — от 20.000 до 100.000 руб.
  • Для малых предприятий — от 150.000 до 500.000 руб.
  • Для средних и крупных компаний — от 300.000 до 1 млн рублей.

Штрафы грозят тем, кто без согласия абонента или адресата распространяет рекламу через интернет, SMS, телефонные звонки и т.п., а также применяет автоматические дозвоны и рассылки.

Выводы

В первой половине 2024 года законодательство, регулирующее рынок электронной коммерции в России, претерпело изменения. Введение обязательной маркировки товаров, упрощение процедуры регистрации интернет-магазинов, новые правила налогообложения и усиление контроля за соблюдением прав потребителей создают новые вызовы и возможности для бизнеса.

Компании, которые своевременно адаптируются к этим изменениям, смогут укрепить свои позиции на рынке и завоевать доверие клиентов. Будьте внимательны — следите за изменениями в законодательстве.

22
Начать дискуссию