Блокировка по 161-ФЗ в 2024 году

Блокировка по 161-ФЗ в 2024 году

С 25 июля 2024 года вступили в силу изменения в Федеральный закон № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», направленные на усиление защиты клиентов от мошенничества и неправомерных операций. В некотором роде его новая трактовка дополняет 115-ФЗ, именно поэтому я решил разобраться в нюансах. Опишу, о чем Закон, как попадают в черный список и как выйти из него. Закон преподносят как мера борьбы с интернет-мошенниками, и это безусловно хорошо, однако важны детали.

Что такое закон 161‑ФЗ и как он влияет на мои операции?

Закон 161-ФЗ регулирует работу национальной платежной системы в России. С его изменениями банки теперь обязаны приостанавливать подозрительные денежные переводы, которые могут быть осуществлены без согласия клиента или с согласия, полученного обманным путем. Это значит, что даже если клиент сам инициировал перевод, но под влиянием мошенников, операция будет считаться несанкционированной.

Банки теперь имеют право блокировать операции на срок до 48 часов для проверки их законности. В случае, если клиент не подтвердит операцию, перевод будет окончательно заблокирован.

На кого распространяется блокировка по 161-ФЗ?

Физические лица, самозанятые, ИП, адвокаты, нотариусы и компании.

Что является поводом для блокировки по 161-ФЗ?

- обращение клиента, который не согласен с переводом

- подозрение банка

- сведения из МВД

Дополнительно ЦБ указывает, что блокировка по 161-ФЗ наступает обязательно, когда сведения поступают из МВД, словно в других случаях эта блокировка не обязательна. Действительно, не ясно для чего такой пассаж, ведь мы знаем, что банки поставлены в условия, когда обязаны соблюдать требования ЦБ, а следовательно блокировать, всё что движется в русле подозрительных операций.

А вот ниже я опишу вам эти признаки.

6 признаков мошеннического перевода по Приказу ЦБ

  • наличие информации о получателе платежа в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента
  • совпадение информации об устройстве, с которого выполнен вход в онлайн-банкинг
  • несоответствие характеристик операции (место, время, сумма, периодичность, получатель и другие)
  • наличие информации о получателе денежных средств во внутренних перечнях банка, связанных с получением денежных средств без добровольного согласия
  • возбуждение уголовного дела в отношении получателя денежных средств
  • наличие информации:
    Здесь целый подсписок, чтобы у мошенников не осталось шансов
    - о выявленных признаках перевода без добровольного согласия
    - нехарактерные и нетипичные телефонные переговоры с абонентского номера владельца счета, который планирует совершить перевод
    - нехарактерные и нетипичные сообщения на абонентский номер, в том числе на эл. почту или в мессенджеры

Медленно вдохните, представьте, какие признаки могут быть соизмеримы с вами, выдохните. Вот вам картинка, чтобы немного отдохнуть.

Тот самый момент, когда банк запросил документы, а ты даже перевод маме оформляешь как договор дарения. 
Тот самый момент, когда банк запросил документы, а ты даже перевод маме оформляешь как договор дарения. 

Что происходит при приостановке или отмене операции по 161‑ФЗ?

Отдельно уделю внимание приостановке операции. Это еще не совсем блокировка.
При приостановке операции банк временно удерживает средства на этапе обработки. Клиент-отправитель платежа будет направлено уведомление с просьбой подтвердить или отменить перевод.
Если клиент-отправитель платежа дал согласие на перевод или совершил операцию повторно, то банк обязан незамедлительно исполнить распоряжение клиента, но есть исключение.
Если получатель в базе данных, то платеж в любом случае не отправят.
Если подтверждение не поступит в течение 48 часов, средства будут возвращены на счет отправителя.

Как подать заявление, чтобы удалить себя или свою компанию из базы данных Банка России?

Чтобы удалить информацию по 161- ФЗ о себе, ИП или ООО из базы данных Банка России, необходимо подать заявление.

Здесь 2 варианта:

1) заявление на исключение по 161-ФЗ из базы данных подается в Банк России через интернет-приемную

2) заявление по 161-ФЗ подается через банк, который приостановил доступ к карте или онлайн-банкингу.

Банк обязан перенаправить обращение клиента в Банк России не позднее следующего рабочего дня (при отсутствии основания для отказа в передаче заявления в Банк России)

Что пишем в заявлении?
В заявлении следует указать причины, по которым вы считаете блокировку неправомерной, и предоставить все необходимые документы, подтверждающие вашу позицию о необоснованном включении в базу данных.

Сколько времени потребуется, чтобы убрать себя или свою компанию из базы данных Банка России?

Процесс удаления из базы данных может занять от нескольких дней до нескольких недель.Указанием Банка России установлен срок в 15 рабочих дней. Именно в течение 15 рабочих дней Банк России примет решение:

  • исключить вас из базы данных «О случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента»
  • откажет в жалобе и сохранит информацию в базе данных «О случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента».

Как узнать, есть ли я или моя компания в базе данных Банка России?

Законом не установлена обязанность уведомлять клиента о нахождении в базе данных.
О том, что вы получили блокировку, вы узнаете по факту.
И да, банк вас конечно уведомит, однако есть правовая неопределенность: банк вас еще только подозревает или вы уже в базе данных.

Что делать, если остались вопросы?

Вопросов признаться и у меня много.

Например, какой порядок обжалования в случае отказа в удалении информации из базы? Логично, что суд, но ЦБ не закрепил это и оставил клиентов без информации о том, что делать дальше.

Другой аспект: как обычно широкие критерии для определения операций в качестве подозрительных, дискреционные полномочия самих банков в определении получателя в качестве подозрительного и внесения информации в базу данных.

Всё это послужило почвой для обращения в прокуратуру для проведения антикоррупционной экспертизы в отношении нормативного акта ЦБ. Посмотрим, что нам ответит прокуратура.

Если у вас есть вопросы - пишите. Будем разбираться.

33
18 комментариев

Очень важную тему подняли! я являюсь пострадавшей стороной. Меня блокирнули. Письма в ЦБ-отказ, говорят в МТС Банке по моим счетам операции были.НО У МЕНЯ НЕТ СЧЕТОВ В МТС Банке! Сейчас пойду в МТС банк с ответами ЦБ, хочу официальный ответ получить, а дальше и незнаю что буду делать.

П.С. на дзене и в вк уже есть подобные истории и все жалуются на МТС банк

1
Ответить

Удачи вам в разблокировке! Надо разбираться, закон приняли, интересы обычных клиентов не учли.

1
Ответить

У меня тут цирк с конями, одно ООО попало под эту блокировку, какие то платежи ходят какие то не ходят. Никто ничего не говорит. Операторы в кол центре ЦБ мычат - ждите 15 рабочих дней. Никаких жалоб и претензий от клиентов за полгода не было. Такое ощущение что прилетело НЛО и заблокировало все входящие платежи. Ест судебная практика с этим? У меня убытков уже на пару миллионов.

1
Ответить

Добрый день. Как решили вопрос ? Тоже самое на ИП у нас.

Ответить

нехарактерные и нетипичные сообщения на абонентский номер, в том числе на эл. почту или в мессенджерыОткуда у банка информация о полученных сообщениях и их содержимом?!

Ответить

Хороший вопрос, спасибо.
Действительно, сейчас указано так, словно банки будут получать доступ информации, которая признается охраняемой, и нарушение тайны переписки - это нарушение конституционного права.

Ответить