Обоснование начальной (максимальной) цены договора: что нужно знать при работе по 223-ФЗ

С апреля 2021 г. заказчики по 223-ФЗ должны обосновывать начальную (максимальную) цену договора (НМЦД).

В этой статье мы разберем, какие методы определения НМЦД применяются в рамках 223-ФЗ, как правильно обосновать НМЦД, чтобы избежать претензий со стороны участников закупки и контролирующих органов, как избежать ошибок при определении и обосновании НМЦД, чтобы обеспечить успешное проведение закупки.

Статья будет полезна как заказчикам, желающим грамотно определить НМЦД, так и поставщикам, которые хотят лучше понимать логику формирования цены договора и защищать свои интересы.

Обоснование начальной (максимальной) цены договора: что нужно знать при работе по 223-ФЗ

Требование обоснования цены было введено в 223-ФЗ по аналогии с 44-ФЗ для подтверждения грамотного расходования средств и повышения эффективности закупок. В соответствии с этим требованием заказчик обязан включить в Положение о закупке описание порядка определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора.

Методология обоснования цены в 223-ФЗ не прописана, поэтому часто заказчики копируют в Положение о закупках текст приказа Минэкономразвития России № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта», регламентирующий определение НМЦД при работе по 44-ФЗ. Однако этот приказ достаточно сложный, и заказчики по 223-ФЗ не обязаны применять его полностью и дословно. Можно, взяв его за основу, многие моменты упростить и переделать под свои нужды.

Посмотрим, как это можно сделать.

Приказ № 567 предусматривает 5 основных методов обоснования цены:

Обоснование начальной (максимальной) цены договора: что нужно знать при работе по 223-ФЗ

1. Метод сопоставимых рыночных цен

Это наиболее часто используемый метод. Заказчики по 44-ФЗ в соответствии с приказом № 567 должны собрать три-пять коммерческих предложений (КП) и рассчитать НМЦК как среднее арифметическое от них. При этом необходимо учитывать коэффициент расхождения цен: если между коммерческими предложениями разброс по ценам больше 33%, заказчик обязан использовать для расчета НМЦК другие КП.

Для заказчиков по 223-ФЗ таких жестких требований нет: можно прописать в Положении, что берется всего три КП, и не учитывать разброс цен. Можно, помимо коммерческих предложений, использовать и другие источники ценовой информации – например, данные о ценах с сайтов (прикладывается скриншот) или цену заключенного и исполненного договора, а также их сочетания.

ВАЖНО! При закупке у ед. поставщика некоторые заказчики пишут в Положении, что обоснование цены не производится. Так делать нельзя – контролеры могут признать Положение неправильным и, следовательно, неразмещенным. Можно прописать в Положении, что при закупке у ед. поставщика обоснование НМЦД делается на основе одного КП.

В случае закупок, неразмещенных в ЕИС, обоснование цены также должно быть сделано на случай проверки контролерами.

При обосновании НМЦД методом сопоставления цен важно учитывать следующие моменты:

1. Прежде всего необходимо разработать подробное техзадание – определить все характеристики закупаемого ТРУ. Это техзадание далее пойдет в извещение о закупке – поменять характеристики, влияющие на цену, будет уже нельзя, иначе НМЦД окажется рассчитанной неправильно.

2. Техзадание отправляем трем поставщикам и собираем от них коммерческие предложения. Как уже говорилось выше, вместо КП можно использовать и другие источники информации о ценах.

3. Цены должны быть приведены к общему формату относительно включенности/невключенности НДС (рекомендуем НДС включать).

4. Рассчитываем НМЦД. В отличие от 44-ФЗ, где НМЦК рассчитывается строго как среднее арифметическое всех цен в полученных коммерческих предложениях (с учетом инфляции и прочих коэффициентов), заказчики по 223-ФЗ могут определять НМЦД также как минимальную или максимальную цену коммерческих предложений – главное прописать алгоритм в Положении о закупках.

5. Если закупается несколько наименований товара, обоснование цены делается отдельно по каждому наименованию. Это нужно для соблюдения требований по нацрежиму (ППРФ № 925), чтобы рассчитать, какого товара в заявке по ценам больше – российского или иностранного, и понять, применять к данному поставщику преференции или не применять. Если в торгах поставщик роняет НМЦД, например, на 10%, надо по каждой товарной позиции уменьшить стоимость на 10% и сделать расчет по нацрежиму.

2. Тарифный метод

Применяется, если стоимость товара (работы, услуги) регулируется государством, т.е. установлены тарифы – например, при закупке услуг водо-, тепло-, электроснабжения и т.п. В соответствии с тарифным методом НМЦД рассчитывается довольно просто: объем закупки умножаем на тариф и получаем цену закупки. Как правило, это закупка у ед. поставщика.

3. Проектно-сметный метод

Применяется для закупки работ по строительству, реконструкции, сносу, капремонту, сохранению памятников истории и культуры. Коммерческие предложения не собираются –обоснованием цены является смета (смета и проект, если проект существует и не является предметом гостайны).

Смета и проект выполняют как функцию технического задания, так и функцию обоснования цены.

4. Нормативный метод

Заказчиками по 223-ФЗ применяется редко. Является аналогией тарифного метода, только нормативы устанавливает вышестоящий профильный орган – обычно в виде предельной цены, по которой можно закупать те или иные ТРУ. Для расчета НМЦД необходимо умножить объем закупки на предельную цену.

Если у вас нет головной организации, определяющей нормативы, не нужно включать этот метод в Положение о закупке: чем более сжатым и конкретным будет документ, тем проще будет по нему работать.

5. Затратный метод

Применяется, если ни один из описанных выше методов не подходит. Собираются и рассчитываются все прямые и косвенные затраты, необходимые для исполнения договора. Потом рассчитывается средняя прибыль поставщика по данному виду деятельности в конкретном регионе (используются данные статистики из открытых источников). К затратам прибавляем среднюю прибыль и получаем НМЦД. При этом рекомендуется обосновать, почему в данном случае нельзя было использовать другие методы определения НМЦД.

Общие рекомендации

1. Всегда прикладывайте документы с обоснованием НМЦД к закупочной документации. Их отсутствие, даже при правильно проведенном фактическом расчете, может вызвать претензии со стороны контролирующих органов. Это касается, в том числе, закупок у ед. поставщика – даже если они не размещались в ЕИС.

2. Иногда невозможно собрать коммерческие предложения – например, в случае кризисных ситуаций и скачков цен: поставщики не дают КП в условиях нестабильности рынка. Поэтому рекомендую обязательно предусмотреть в Положении возможность сбора ценовой информации в открытых источниках – на сайтах и в исполненных договорах. В последнем случае важно указать, что заказчик имеет право приводить цены заключенных и исполненных договоров к текущим за счет применения корректирующих коэффициентов (сами коэффициенты указывать не надо).

3. Старайтесь прописать методику обоснования цены максимально просто и удобно. Не надо включать лишние пункты, которыми вы не будете пользоваться, или указывать необходимость сбора более трех коммерческих предложений – это только затруднит вашу работу.

4. При проведении закупки обосновывать цену нужно именно так, как вы установили в Положении о закупке – при выявлении расхождений контролеры могут наложить наказание.

22
Начать дискуссию