Конверт в законе: новая "как бы" жизнь конвертируемого займа

Совместная статья автора Telegram-канала proVenture Дениса Ефремова и со-управляющих партнеров Lurye, Chumakov & Partners Владислава Лурье и Андрея Чумакова.

Источник: Unsplash
Источник: Unsplash

Помимо внеочередного Парада Победы, приуроченного к ожидаемому всенародному одобрению поправок в нашу Конституцию, июнь ознаменовался внесением в Государственную Думу законопроекта № 972589-7. Он предполагает изменение отдельных российских законов с тем, чтобы легализовать заключение в России конвертируемых займов. Прошло время, и этот законопроект уже был принят Госдумой в первом чтении в конце сентября.

История «конвертов» в нашей стране имеет достаточно нелегкую судьбу. Еще в 2018 году подобный законопроект уже был в Государственной Думе. Правительство РФ предлагаемые изменения не поддержало, а Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства вообще посчитал их избыточными.

Старый законопроект, естественно, после такого к нему отношения умер. Сейчас мы наблюдаем вторую попытку: законопроект включен в примерную программу осенней сессии (октябрь 2020 года) Думы.

Как сейчас работают конвертируемые займы?

«Конверт» может получить сам фаундер или непосредственно принадлежащий ему стартап.

Варианты выдачи конвертируемых займов в Российском праве
Варианты выдачи конвертируемых займов в Российском праве

В первом случае, инвестор и фаундер заключают договор займа, и полученные средства фаундер направляет в стартап – либо в виде вклада в уставный капитал (или в виде вклада в имущество, что не рекомендуется), либо в виде еще одного займа. Естественно, в этом случае инвестор стремится себя защитить: нормальной практикой является обременение залогом доли фаундера, которую инвестор получит в будущем, а также опцион на заключение договора купли-продажи долей с зачетом суммы займа.

Также в договоре займа с фаундером часто оговаривается, что деньги направляются не ему, а непосредственно на счет стартапа.

Это вариант, откровенно говоря, не нуждается в дополнительном регулировании, хотя и имеет определенные дефекты. Другое дело, что и на практике он встречается не часто.

Во-первых, это не очень подходит инвестору, ведь деньги он дает не в стартап, а фаундеру, и, следовательно, нельзя исключать риск махинаций и обмана. Во-вторых, этот вариант не очень нравится фаундерам: полетит стартап или нет, это еще вопрос, а вот иметь личный долг по займу, который не из чего возвращать, это проблема. Не продавать же последнюю квартиру в Сыктывкаре, доставшуюся от бабушки.

На этом фоне второй вариант выглядит гораздо лучше – инвестор дает деньги (и юридически, и фактически) напрямую в стартап, которые он же (стартап, а не фаундер) и будет должен вернуть обратно, если из него, конечно, вырастет что-то путное.

К сожалению, как раз в этом варианте есть значительные юридические дефекты, часть из которых и пытаются преодолеть авторы законопроекта, который сейчас лежит в Государственной Думе.

Так в чем же проблема?

Допустим, ваше ООО получило во владение долю в собственном уставном капитале. В законе описано несколько случаев, когда это возможно, так что теоретически такой вариант имеет право на существование. Но закон также говорит, что эту долю нужно в течение года либо продать кому-то, либо погасить.

Так что в этом случае «конверт» можно организовать по сценарию, описанному выше (заем в ООО плюс залог плюс опцион), однако срок его юридической жизни – один год.

Есть еще другой вариант. Заем в ООО можно выдавать с расчетом на его конвертацию в счет новой доли, которую «разместит» ООО, объявив об увеличении собственного уставного капитала.

Проблема этого варианта в том, что объявить об увеличении собственного уставного капитала нельзя заранее – максимальный срок составляет полгода до момента конвертации. Кроме того, при использовании этого варианта получается, что заем выдается обществу, а принять решение об увеличении уставного капитала должны фаундеры.

Инвестор находится в ситуации, когда он фактически зависит от доброй воли фаундеров.

Как следствие, инвестор находится в ситуации, когда он фактически зависит от доброй воли фаундеров: заранее (до выдачи займа) принять решение об увеличении уставного капитала нельзя, а потом попробуй заставь фаундеров принять нужные решения, если они передумали отдавать долю и решили, что им выгоднее просто вернуть заем с процентами.

С появлением корпоративного договора мы приблизились к решению этой проблемы: теперь фаундеров можно на уровне договора обязать собраться на общем собрании участников ООО и принять нужное корпоративное решение.

На практике, однако, с этим могут возникать свои сложности, если они нарушают договор – суды без особого энтузиазма относятся к вынесению решений о принуждении фаундеров собраться и проголосовать на общем собрании. Им проще взыскать с них неустойку за неисполнение договорной обязанности, если инвестор предусмотрительно прописал ее в договоре.

Как это, возможно, будет работать теперь?

Законопроект, которым обрадовали нас депутаты Аксаков, Дивинский, Моляков и Гетта, призван решить многие из описанных выше проблем.

Процесс выдачи конвертируемого займа по новой модели
Процесс выдачи конвертируемого займа по новой модели

Теперь, если проект будет принят, конвертируемый заем будет работать примерно следующим образом:

  1. Сначала участники ООО собираются на общем собрании и принимают решение об увеличении уставного капитала ООО. На нем они дают согласие на заключение договора конвертируемого займа и утверждают его ключевые условия. Скорее всего, на практике на этом общем собрании будут сразу же утверждать и текст самого договора.
  2. Затем ООО и инвестор идут к нотариусу и подписывают договор, который затем нотариус и удостоверяет.
  3. О факте заключения договора конвертируемого займа нотариус направляет сообщение в налоговый орган, сведения попадают в ЕГРЮЛ, и каждый желающий сможет увидеть, кто является заемщиком и на какую долю в обществе он сможет претендовать.
  4. Как только наступает обстоятельство, дающее право на конвертацию, инвестор опять идет к нотариусу, но уже с требованием об увеличении уставного капитала стартапа. На это ему будет даваться, как максимум, шесть месяцев, но что-то мне подсказывает, что инвестор тянуть кота за уши не будет.
  5. Нотариус сразу же (в течение одного дня) уведомляет само общество о полученном требовании, и после этого стартапу будет даваться 14 дней на предоставление возражений.
  6. Если их нет, то нотариус сообщает об увеличении уставного капитала в налоговый орган, и эти сведения попадают в ЕГРЮЛ. Нотариус может направить сообщение и раньше, если к нему поступит некое «совместное волеизъявление» общества и инвестора.
  7. Если возражения есть, то дело передается на рассмотрение в арбитражный суд. Тут предусмотрен очень важный с практической точки зрения момент: после решения суда от фаундеров уже не потребуется никаких действий – решение само по себе станет основанием внесения необходимых записей в ЕГРЮЛ.

С текстом законопроекта, надо признать, потребуется еще поработать. Даже беглый взгляд показывает, что там есть дефекты и недостатки. Есть вопросы и по отдельным концептуальным вопросам. Но в целом все звучит достаточно разумно.

Следует отметить, что законопроект предполагает применение инструмента конвертируемого займа и в отношении непубличных акционерных обществ. Это будет работать немного иначе, чем описано выше. Здесь мы это расписывать не стали, коли уж подавляющее большинство венчурных проектов структурируются через ООО, а не через АО.

Я понимаю, что статья для стартапов, но я инвестор. Есть что добавить для меня?

Авторами законопроекта придумана еще одна интересная штука. Предполагается, что в устав будет вноситься наименование займодавца и перечень вопросов, по которым потребуется получать его согласие или последующее одобрение.

К вопросам, по которым необходимо будет получать согласие займодавца, отнесены реорганизация, увеличение/уменьшение уставного капитала, изменение устава и одобрение сделок.

Также там будет указываться срок действия указанных полномочий. Внести в них изменения до истечения установленного срока без согласия займодавца будет нельзя, а после истечения – очевидно, можно.

Ура!

Авторы законопроекта указывают, что по итогам исследования ФРИИ 35% сделок по инвестированию в российские венчурные проекты были структурированы по модели «конверта» в иностранной юрисдикции, что соответствует 70% общего объема инвестиций в такие проекты.

Эксперты ФРИИ утверждают, что якобы в случае появления в российском законодательстве механизмов, обеспечивающих баланс интересов инвесторов и реципиентов, до 90% сделок будут совершаться в российской юрисдикции.

А вы как считаете?

Если закон будет принят, будете ли вы делать сделки в российском праве или предпочтете международное (например, английское) право?
В российском праве
В международном праве
Без разницы
Затрудняюсь ответить

И еще один вопрос.

Если бы вы делали сделки в российском праве, то стали бы делать конвертируемые займы по новому закону или продолжили бы использовать схему с классическими займами?
Новые конверты
Классические займы
Затрудняюсь ответить

А что еще могло бы быть?

Чуть выше было сказано, что если бы ООО само владело своими долями, то оно могло бы получать заем от инвестора в обмен на обязательство передать уже имеющуюся у него собственную долю. Единственным препятствием, по существу, является запрет ООО владеть такой долей более одного года вкупе с ограничением случаев, когда ООО может становиться владельцем доли.

Если бы законодатель внес изменения в закон об ООО, предусмотрев возможность для ООО приобретать собственные доли для целей получения конвертируемого займа и владеть ими в течение всего срока займа, то это существенно облегчило бы жизнь российских стартапов и инвесторов.

Такой вариант, впрочем, потребует проработки и вопросов налогообложения, однако в этом случае «конверт» смог бы эффективно работать с использованием уже имеющихся инструментов российского права без использование таких сложных конструкций, как это описано выше.

***

Спасибо, что дочитали до конца!

77
1 комментарий

Что-то забуксовал законопроект о конвертируемом займе после первого чтения в ГосДуме... Ссылка на текущий статус тут - https://sozd.duma.gov.ru/bill/972589-7

Ответить