Сбор за интернет рекламу: зачем все затевалось и будет ли продолжение

Бизнес-юрист Дарья Арефьева
Новость о том, что в России планируется в скором времени ввести новый сбор на распространение рекламы в Интернете, не наделала шума. Вообще прошла тихо, малозаметно.

Между тем это вовсе не внезапная инициатива законодателей. Это этап планомерного курса на усиление контроля за интернет-сегментом экономики. И в этом нет ничего удивительного. Экономика российского сегмента интернета в 2023 году выросла на 40%. Показатель роста превзошел аналитические прогнозы: вместо увеличения сегмента на 35% до 16,4 трлн рублей он вырос на 17,1 трлн рублей. И это только официальная статистика.

А сколько "неучтенки"?Сколько тех, кто по факту зарабатывает в Интернете, но никак не оформлен, не платит налоги и старается не отсвечивать?Так что сегмент перспективный в плане широких возможностей для пополнения бюджета.

Осталось самое главное - вывести на свет всех, кто пока отсиживается в тени. Напрямую - не самый лучший вариант. Лучше зайти с флангов.

Шаг 1. Собрать данные об объемах рынка интернет-рекламы и рекламодателях.

Как? Ввести требование о маркировке реклмы.И это работает. По данным РКН, собранным благодаря Единому реестру интернет-рекламы (ЕРИР), объем российского рынка интернет-рекламы по итогам первой половины 2024 года составил 381 млрд руб. По сравнению с первой половиной 2023 года рынок вырос более чем на 50%.

Шаг 2. Собрать данные о более-менее крупных рекламораспространителях.

Как? Ввести требование о регистрации каналов и персональных страниц с аудиторией более 10К.
Тут что-то стормозили. Регистрация уже идет, нормативные акты не приняты. Неразбериха вышла, м-да.

Шаг 3. Начать пополнять бюджет на основании собранной аналитики рынка интернет-рекламы

Как? Ввести сбор за распространение рекламы в Интернете. Скоро все будет. Сейчас с процентом определятся. Пока в планах 2-5% от ежеквартальных доходов рекламораспостранителей и операторов рекламных систем (таких, как Яндекс Директ, myTarget, ВКонтакте и др.).

Шаг 4. Установить контроль над отдельными видами интернет услуг: ужесточить, упорядочить, что-то вообще запретить.

Первым будет инфобизнес (онлайн-школы, наставники и т.п.). разговоры о лицензировании курсов идут давно. И вряд ли сойдут на нет.

Поживем - увидим. И думается - скоро.

В моем канале Бизнес под защитой - юридические вопросы рекламы, маркировки, персональных данных, авторских прав и главное - договоров и оферт в бизнесе. Велком!

Начать дискуссию