Как использовать чужие товарные знаки в своей игре?
И почему разработчики шутеров могут получить штраф за включение в игру "АК-47" и "Т-34".
Представьте, что Вы решили создать игру, в которой должны появиться реально существующие предметы. Это может быть что угодно: от продуктов питания до оружия. Например, вы создаете симулятор магазина или симулятор выживания в реалистичном сеттинге. И ваше желание состоит не в том, чтобы придумывать модель упаковки шоколадки с нуля, а перенести в игру уже существующий концепт - шоколад "Алёнка".
При каких условиях Вы можете использовать чужой товарный знак без риска?
1. Товарный знак не зарегистрирован для классов МКТУ, в которых Вы осуществляете свою деятельность
Одна из целей товарного знака - индивидуализировать товары (работы, услуги), в отношении которых он зарегистрирован. Это признается одним из способов использования товарного знака, которое может осуществлять только правообладатель.
Вы как разработчик компьютерных игр осуществляете свою деятельность в следующих классах:
09 класс:
- обеспечение программное для компьютерных игр, записанное;
- обеспечение программное прикладное загружаемое для виртуальных сред (VR, AR).
41 класс:
- услуги игровые, предоставляемые онлайн через компьютерную сеть;
- услуги по имитации путешествий, предоставляемые в виртуальной среде для развлекательных целей;
- услуги развлекательные, предоставляемые в виртуальной среде.
42 класс:
- разработка видео- и компьютерных игр.
Для добавления в игру чужого товарного знака Вам необходимо убедиться, что товарный знак не зарегистрирован в отношении тех видов деятельности классов МКТУ, в которых работаете Вы.
Например, на имя компании Красный октябрь зарегистрирован товарный знак «Алёнка» в отношении классов 03, 09, 29, 41, 43. Однако в классе 09 он зарегистрирован в отношении производства мультфильмов, а в классе 41 в отношении развлекательных мероприятий, к которым Вы не имеете отношения.
Это значит, что Вы соблюли первое условие: Вы не используете чужой товарный знак для индивидуализации таких же или похожих товаров (как у правообладателя), а значит Ваши игроки не могут разумно полагать, что Ваша внутриигровая модель “Алёнки” создана Красным октябрем.
Так, в игре Escape from Tarkov успешно используются такие объемные товарные знаки, как упаковка шоколадки “Алёнка”, бутылка воды «Аква Минерале» и банка сгущенки (на игровой модели использован дизайн, принадлежавший компании Резекненский Молочно-консервный комбинат, сейчас ликвидированной. На территории России в настоящее время объемный товарный знак банки сгущенки принадлежит ФКП «Союзплодоимпорт»).
Интересно! Сейчас существует тенденция того, что различные компании, производящие оружие, регистрируют товарные знаки на них не только в своем классе, но и в классе видеоигр. Например, Концерн Калашников в 2014 зарегистрировал товарные знаки «АК-47» и «АК-74» в классе 09. Это значит, что начиная с даты регистрации товарных знаков их использование в различных видеоиграх (CS GO, Warface и др.) без разрешения Калашников незаконно. Если между игровой студией и Калашников не заключено лицензионное соглашение и Калашников обратится в суд, студии должны будут заплатить штраф.
Такая же ситуация обстоит, например, со словесными товарными знаками «Т-34» и «Mi-8» и объемным товарным знаком Пистолет Макарова.
2. Изображение чужого товарного знака органично интегрировано в игру = не является рекламой
Реклама товара (работы, услуги) является еще одним способом использования товарного знака, а значит Ваша игра не должна его рекламировать.
Не так давно ФАС России объяснил, какое изображение товарного знака может быть признано органично интегрированным в произведение (т.е. не является рекламой)*:
1) упоминание товарного знака является составной частью общего сюжета произведения, выступает в качестве дополнительной характеристики героя или созданной ситуации и не может быть изъято из него без ущерба для целостного восприятия произведения;
Например, использование чужого товарного знака может быть обосновано, если Вы создаете игру в реалистичном сеттинге и Вам важно убедить игрока в том, что действия происходят на территории России. Для этого Вы добавляете такие товарные знаки, которые широко используются в России и ассоциируются с ней.
Таким образом, товарные знаки помогают создать впечатление у игроков, что они находятся:
- именно в том месте из реальной жизни (например, включение товарного знака Empire State Building для создания игровой карты Нью-Йорка);
- именно в той эпохе / ситуации (например, включение товарного знака Bell для создания вертолетов в игре про Вьетнамскую войну).
И другие примеры.
2) произведение не концентрирует свое внимание именно на этом товарном знаке, на достоинствах или иных характеристиках товара правообладателя.
Важно, например, не использовать изображение товарного знака как основного объекта в кат-сценах и не прописывать персонажам такие реплики, в которых они хвалят товарный знак или, наоборот, им недовольны.
Что насчет видоизмененного, но похожего товарного знака (например, Nuka-Cola)?
Скорее всего, речь идет о сходных до степени смешения обозначениях.
Например, Вы не хотите использовать товарный знак Кока-Колы, но и не хотите создавать собственный внутриигровой бренд напитков. Поэтому Вы меняете только название напитка и некоторые графические элементы, однако фактически Вы и Ваши игроки в итоговой модельке банки узнают Кока-Колу.
Схожесть до степени смешения - это такой уровень сходства обозначений, при котором общее впечатление от вашего обозначения ассоциируется у игроков с общим впечатлением от реального товарного знака.
Помимо того, что без разрешения правообладателя Вы не можете использовать тождественный товарный знак (т.е. полностью одинаковый), Вы так же не можете использовать обозначение, сходное до степени смешения с товарным знаком правообладателя.
Поэтому, если Ваше обозначение не тождественно с реальным товарным знаком, но сходно с ним до степени смешения, используйте те же критерии, обозначенные выше.