Безнаказанно выйти из франшизы, оставив бренд и бизнес себе: разве это возможно?
Когда выходишь из франшизы, прежние вывески нужно снимать, а то и закрывать бизнес. В противном случае — миллионные штрафы. Почти всегда это так.
Но иногда предприниматели допускают одну фатальную ошибку, из-за которой теряют свой бренд и бизнес. Давайте расскажу одну тонкость, о которой стоит знать каждому предпринимателю, не только франшизному.
Меня зовут Алексей Башук, я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ №2151, автор книги о защите интеллектуальных прав «Своровали? Накажи» и ТГ-канала «Клуб правообладателей».
Скорее всего, вы уже подписаны, но если еще нет — заходите, и погнали.
Франчайзи против франчайзера: как одна находка в документах может перевернуть всё
«Вы с ума сошли! Вас по судам затаскают! Миллионные штрафы!» — в один голос твердили юристы предпринимателю, когда тот заявил о своем решении. Он хотел выйти из франшизы, но продолжить работать под тем же брендом.
Казалось бы, юристы были правы. Но нет.
Давайте по порядку — расскажу и саму историю, и один критически важный нюанс, который стоит знать каждому предпринимателю
Несколько лет назад Андрей (назовем его так) купил франшизу доставки еды. Заплатил паушальный взнос, исправно отчислял роялти. Но что-то пошло не так.
- вместо обещанной поддержки — тишина в чате с головным офисом
- вместо готовых маркетинговых материалов — «придумывайте сами»
- вместо отлаженных бизнес-процессов — самостоятельные доработки буквально всего
«За что я плачу деньги?» — этот вопрос все чаще всплывал в голове Андрея. И однажды он решил: хватит.
Но была одна проблема. За два года работы он здорово развил бренд в своем городе. Наработал клиентскую базу. Раскрутил группы в соцсетях.
Неужели всё это придется бросить?
Когда Андрей обратился к юристам, те сказали ему: «Забудь. Это их товарный знак. Выйдешь из франшизы — придется менять название».
Товарный знак (он же торговая марка) — это зарегистрированное в Роспатенте обозначение.
Регистрация товарного знака дает его владельцу монопольное право на бренд на территории всей страны.
Чаще всего как товарные знаки регистрирую названия компаний и товаров, логотипы, слоганы и домены. Сейчас в России действует более 900 000 товарных знаков и каждый год в Роспатент подается еще порядка 140 000 заявок.
Нарушение прав на чужой знак грозит нарушителю взысканием компенсации до 5 миллионов рублей, конфискацией товара, блокировками страниц в интернете, а иногда и уголовным преследованием.
Юристы не учли один важный момент. Момент, о котором вам точно стоит знать
В товарных знаках есть такая хитрая штука, называется «дискламация».
Как это работает
Допустим, мы с вами зарегистрировали логотип для ресторана: картинка, название рестика и подпись «ресторан».
Слово «ресторан» указывает на вид бизнеса. Естественно, Роспатент не даст зарегистрировать слово «ресторан» на услуги ресторанов.
В регистрации такого знака слово «ресторан» отметят как неохраняемый элемент — это и есть дискламация.
Она означает, что само по себе слово «ресторан» не будет охраняться в отрыве от логотипа с графикой.
Получается, владелец такого знака-логотипа не сможет предъявлять претензии всем, кто использует слово «ресторан» для своего заведения. Логично.
Вот это поворот: возвращаемся к истории с франшизой
Франшиза называлась «GOOD FOOD»… Готовы?
Как мы выяснили из регистрационного дела, Роспатент зарегистрировал им лого как раз с этой самой дискламацией. В свидетельстве это указано не было, а в госреестре — было.
Получается, их логотип с графикой защищался, а само по себе название — нет.
Роспатент посчитал так: «good» — хороший, «food» — еда, а значит такое название просто указывает на свойство товаров. А значит принадлежать кому-то одному оно не может.
Как так получилось, что франшизу начали строить на знаке с дискламацией — я не знаю.
Может юристы не справились, может скрыли это, может сам собственник не досмотрел. Как-то на VC я уже рассказывал историю, как юрист обманул предпринимателя, и тот чуть было не попал на 30 миллионов рублей.
А может быть все всё знали, но решили, что и так сойдет.
Я бы на их месте так делать бы не стал.
Товарный знак — это самый ценный актив любой франшизы. Важно, чтобы он был зарегистрирован нормально, без таких вот проколов.
А тут получается, что с такой регистрацией по факту название им не принадлежало.
Как и еще десятку других «гудфудов», которые мы нашли — эта находка только подтвердила нашу позицию.
❓ Ну а что же с нашим франчайзи?
Да когда он про всё это узнал, стало понятно, что претензии франчайзёра — пшик. Логотип перерисовал и продолжил работать под тем же названием.
А когда франчайзер попытался предъявить претензии, мы в ответ высказали всё, что думаем про их договор, про их знак, и особенно про их дискламацию. В подробном письменном виде, со ссылками на все нужные законы и практику
В итоге так и работает наш товарищ и по сей день. Клиенты остались с ним, а роялти он больше никому не платит.
Выводы из этой истории для нас с вами
- Брендом владеет тот, кому принадлежит товарный знак. Если у вас нет товарного знака, значит бренд вам не принадлежит.
- Знак знаку рознь. Разные товарные знаки дают разный объем прав своему владельцу. Есть сильные знаки, есть слабые, есть бесполезные.
- Словесные знаки — сильные. Защищают само по себе название, вне зависимости от графики и шрифта.
- Комбинированные знаки защищают в целом логотип, а вот само название отдельно — не очень.
- Есть знаки, где название дискламировано. Это значит, что у владельца такого знака нет права на само по себе название и использовать это название может кто угодно.
На все общие вопросы отвечаю в комментариях.
Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, ваше название или лого посмотреть-проверить по настоящим базам Роспатента, разобраться с регистрацией товарного знака или судом — пишите мне в личку в телеграме @bchlf
Если в принципе тема нематериальных активов «ваша» — у меня есть телеграм-канал «Клуб правообладателей».
Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Заходите, если вдруг еще не видели.
Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах».
Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Возможно пригодится.
Хороший кейс! Вопрос: как предпринимателю самостоятельно определить наличие дискламации в товарном знаке? Той же франшизы, например.
Спасибо! Можно зайти на сайт ФИПС и в реестре товарных знаков вбить номер товарного знака, тогда откроется страница со всей информацией, в том числе и о дискламации. Вот ссылка на реестры: https://www1.fips.ru/registers-web/
Представляю себе юристов франчайзера с полными штанами всякого после разговора с вами )
Картина была бы забавная, но весь наш разговор был по документам :))
Интересный нюанс. А что касается франчайзи (назовем его так), то договор — от слова «договорились», а не от слова «я передумал и решил вас кинуть, потому что мне отвечали в чате не так, как отвечают настоящие поцаны». Кидок — есть кидок. Дальше можно не оправдываться.
Ох, тут в спорах между франчайзером и франчайзи у каждого своя правда. Ситуации бывают разные, взгляды на ситуацию тоже у всех разные.
«В свидетельстве это указано не было, а в госреестре — было.» – это всегда так?