Безнаказанно выйти из франшизы, оставив бренд и бизнес себе: разве это возможно?

Когда выходишь из франшизы, прежние вывески нужно снимать, а то и закрывать бизнес. В противном случае — миллионные штрафы. Почти всегда это так.
Но иногда предприниматели допускают одну фатальную ошибку, из-за которой теряют свой бренд и бизнес. Давайте расскажу одну тонкость, о которой стоит знать каждому предпринимателю, не только франшизному.

Безнаказанно выйти из франшизы, оставив бренд и бизнес себе: разве это возможно?

Меня зовут Алексей Башук, я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ №2151, автор книги о защите интеллектуальных прав «Своровали? Накажи» и ТГ-канала «Клуб правообладателей».

Скорее всего, вы уже подписаны, но если еще нет — заходите, и погнали.

Франчайзи против франчайзера: как одна находка в документах может перевернуть всё

«Вы с ума сошли! Вас по судам затаскают! Миллионные штрафы!» — в один голос твердили юристы предпринимателю, когда тот заявил о своем решении. Он хотел выйти из франшизы, но продолжить работать под тем же брендом.

Казалось бы, юристы были правы. Но нет.

Давайте по порядку — расскажу и саму историю, и один критически важный нюанс, который стоит знать каждому предпринимателю

Несколько лет назад Андрей (назовем его так) купил франшизу доставки еды. Заплатил паушальный взнос, исправно отчислял роялти. Но что-то пошло не так.

  • вместо обещанной поддержки — тишина в чате с головным офисом
  • вместо готовых маркетинговых материалов — «придумывайте сами»
  • вместо отлаженных бизнес-процессов — самостоятельные доработки буквально всего

«За что я плачу деньги?» — этот вопрос все чаще всплывал в голове Андрея. И однажды он решил: хватит.

Но была одна проблема. За два года работы он здорово развил бренд в своем городе. Наработал клиентскую базу. Раскрутил группы в соцсетях.

Неужели всё это придется бросить?

Когда Андрей обратился к юристам, те сказали ему: «Забудь. Это их товарный знак. Выйдешь из франшизы — придется менять название».

Товарный знак (он же торговая марка) — это зарегистрированное в Роспатенте обозначение.

Регистрация товарного знака дает его владельцу монопольное право на бренд на территории всей страны.

Чаще всего как товарные знаки регистрирую названия компаний и товаров, логотипы, слоганы и домены. Сейчас в России действует более 900 000 товарных знаков и каждый год в Роспатент подается еще порядка 140 000 заявок.

Нарушение прав на чужой знак грозит нарушителю взысканием компенсации до 5 миллионов рублей, конфискацией товара, блокировками страниц в интернете, а иногда и уголовным преследованием.

Юристы не учли один важный момент. Момент, о котором вам точно стоит знать

В товарных знаках есть такая хитрая штука, называется «дискламация».

Как это работает


Допустим, мы с вами зарегистрировали логотип для ресторана: картинка, название рестика и подпись «ресторан».


Слово «ресторан» указывает на вид бизнеса. Естественно, Роспатент не даст зарегистрировать слово «ресторан» на услуги ресторанов.


В регистрации такого знака слово «ресторан» отметят как неохраняемый элемент — это и есть дискламация.


Она означает, что само по себе слово «ресторан» не будет охраняться в отрыве от логотипа с графикой.


Получается, владелец такого знака-логотипа не сможет предъявлять претензии всем, кто использует слово «ресторан» для своего заведения. Логично.

Вот это поворот: возвращаемся к истории с франшизой

Франшиза называлась «GOOD FOOD»… Готовы?

Как мы выяснили из регистрационного дела, Роспатент зарегистрировал им лого как раз с этой самой дискламацией. В свидетельстве это указано не было, а в госреестре — было.

Получается, их логотип с графикой защищался, а само по себе название — нет.

Роспатент посчитал так: «good» — хороший, «food» — еда, а значит такое название просто указывает на свойство товаров. А значит принадлежать кому-то одному оно не может.

Как так получилось, что франшизу начали строить на знаке с дискламацией — я не знаю.


Может юристы не справились, может скрыли это, может сам собственник не досмотрел. Как-то на VC я уже рассказывал историю, как юрист обманул предпринимателя, и тот чуть было не попал на 30 миллионов рублей.

А может быть все всё знали, но решили, что и так сойдет.

Я бы на их месте так делать бы не стал.

Товарный знак — это самый ценный актив любой франшизы. Важно, чтобы он был зарегистрирован нормально, без таких вот проколов.

А тут получается, что с такой регистрацией по факту название им не принадлежало.

Как и еще десятку других «гудфудов», которые мы нашли — эта находка только подтвердила нашу позицию.

❓ Ну а что же с нашим франчайзи?

Да когда он про всё это узнал, стало понятно, что претензии франчайзёра — пшик. Логотип перерисовал и продолжил работать под тем же названием.

А когда франчайзер попытался предъявить претензии, мы в ответ высказали всё, что думаем про их договор, про их знак, и особенно про их дискламацию. В подробном письменном виде, со ссылками на все нужные законы и практику

В итоге так и работает наш товарищ и по сей день. Клиенты остались с ним, а роялти он больше никому не платит.

Выводы из этой истории для нас с вами

  1. Брендом владеет тот, кому принадлежит товарный знак. Если у вас нет товарного знака, значит бренд вам не принадлежит.
  2. Знак знаку рознь. Разные товарные знаки дают разный объем прав своему владельцу. Есть сильные знаки, есть слабые, есть бесполезные.
  3. Словесные знаки — сильные. Защищают само по себе название, вне зависимости от графики и шрифта.
  4. Комбинированные знаки защищают в целом логотип, а вот само название отдельно — не очень.
  5. Есть знаки, где название дискламировано. Это значит, что у владельца такого знака нет права на само по себе название и использовать это название может кто угодно.

На все общие вопросы отвечаю в комментариях.

Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, ваше название или лого посмотреть-проверить по настоящим базам Роспатента, разобраться с регистрацией товарного знака или судом — пишите мне в личку в телеграме @bchlf

Если в принципе тема нематериальных активов «ваша» — у меня есть телеграм-канал «Клуб правообладателей».

Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Заходите, если вдруг еще не видели.

Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах».

Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Возможно пригодится.

11
6
1
18 комментариев

Хороший кейс! Вопрос: как предпринимателю самостоятельно определить наличие дискламации в товарном знаке? Той же франшизы, например.

Спасибо! Можно зайти на сайт ФИПС и в реестре товарных знаков вбить номер товарного знака, тогда откроется страница со всей информацией, в том числе и о дискламации. Вот ссылка на реестры: https://www1.fips.ru/registers-web/

2

Представляю себе юристов франчайзера с полными штанами всякого после разговора с вами )

1

Картина была бы забавная, но весь наш разговор был по документам :))

1

Интересный нюанс. А что касается франчайзи (назовем его так), то договор — от слова «договорились», а не от слова «я передумал и решил вас кинуть, потому что мне отвечали в чате не так, как отвечают настоящие поцаны». Кидок — есть кидок. Дальше можно не оправдываться.

Ох, тут в спорах между франчайзером и франчайзи у каждого своя правда. Ситуации бывают разные, взгляды на ситуацию тоже у всех разные.

1

«В свидетельстве это указано не было, а в госреестре — было.» – это всегда так?