Как правильно размещать отзывы клиентов на сайте, чтобы не получить за это штраф и выплачивать компенсацию?
Я- Кристина, юрист онлайн-бизнеса и сегодня я хочу рассказать, что нужно сделать всем владельцам сайтов, чтобы не получить штрафы и претензии за размещение отзывов клиентов.
Важно использовать правильную стратегию размещения документов на сайте, в том числе и отзывов клиентов.
Какие документы нужны обязательно для продающих сайтов я рассказывала в этой статье.
Но, мало кто знает, что, размещая отзывы клиентов и делая все, чтобы вызвать доверие, важно учитывать правила их размещения.
Здесь не будет сухой теории из Закона или книжки, а мой практический опыт с конкретными советами.
Почему мне можно доверять в этом вопросе:
— 6+ лет активной работы судебным юристом
— 250+ судебных заседаний с моим участием, как представителя в судах всех инстанций
— 15+ консультаций защите авторских прав.
Как следствие, я точно знаю, как бизнесу работать легально с документами и знаю все нюансы данной категории споров.
Неправильно опубликованный отзыв клиента может нарушить сразу несколько законов:
1. Закон о защите персональных данных.
Нельзя выкладывать на сайте отзывы клиентов с их персональными данными (ФИО, телефон, электронная почта, фото), если они не давали специального согласия.
То же самое касается и фотоизображений или видео на отзывах, вам необходимо получить от клиента разрешение на использование его изображения.
Штраф: 10 000—20 000 ₽ для должностных лиц и ИП и 60 000—100 000 ₽ для юрлиц.
2. Закон о защите авторских прав.
Если к текстовому отзыву вы хотите прикрепить фото или изображение человека, ввзятую из интернета или из соц. Сетей клиента, это может повлечь нарушение вами положений авторских прав.
Штраф: если правообладатель объявится, публикация фото может обернуться штрафом от 10 000 до 5 000 000 ₽.
Кстати, такая судебная практика уже существует: в этом деле женщина подала в суд на prodoctorov.ru — сайт, на котором пользователи могут оставлять отзывы о работе врачей. Отзовик разместил ее персональные данные: имя, фамилию, место работы, должность. На профиль врача оставляли негативные отзывы.
Врачу удалось обязать сайт удалить негативные отзывы с ее персональными данными, а также выплатить ей компенсацию морального вреда.
ЧТОБЫ НЕ НАЖИТЬ СЕБЕ НЕПРИЯТНОСТЕЙ, ВАЖНО СОБЛЮДАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА РАЗМЕЩЕНИЯ ОТЗЫВОВ ОТ КЛИЕНТОВ:
1) Перед размещением отзыва запросите у клиента разрешение на публикацию отзыва и упоминание персональных данных.
Если формат отзыва предполагает фото или видео, то запросить отдельное разрешение на размещение фото и видео изображений.
Также можно заранее прописать согласие на размещение отзывов в договоре или оферте — тогда все, кто подписывает договор или принимает оферту, автоматически подтверждают свое согласие на размещение отзывов.
2) Уточнить у клиента кто автор фото или видео.
Если автор –сам клиент, то все ок. Если же фото было скачано из интернета, просто так разместить такое фото без согласия настоящего правообладателя не рекомендуется. Нужно найти автора и запросить у него разрешение.
Проще всего: сфотографировать или снять на видео клиента самому.
3) Предусмотрите в договоре способы и сферу использования объектов авторских прав.
4) Если автор отзыва заберет свое согласие, сразу удалите текст или видео.
Если вы не знаете, как правильно оформить такое согласие в виде документа или кому уже сейчас нужна консультация юриста либо полное ведение дела о защите авторских прав и взыскании компенсации пишите напрямую мне в личные сообщения.