Переделываем работу за халтурщиками: как московские юристы чуть не обманули девушку из Находки
Одна девушка решила открыть свой детский центр. Придумала название, нарисовала логотип и обратилась к юристам, чтобы зарегистрировать лого на себя как товарный знак в Роспатенте.
Присмотритесь к этому логотипу. Вы бы и не узнали об этой истории, если бы не жестокий обман, на который рискует попасть каждый предприниматель.
Меня зовут Алексей Башук, я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ №2151, автор книги о защите интеллектуальных прав «Своровали? Накажи» и ТГ-канала «Клуб правообладателей». Скорее всего, вы уже подписаны, но если еще нет — заходите, и погнали.
Сначала напомню в двух словах о том, как работают товарные знаки, а потом перейдем к самой истории.
Как теряют миллионы рублей на использовании чужих названий
Чаще всего как товарные знаки регистрируют названия компаний и товаров, слоганы, логотипы, имена-псевдонимы и домены.
Сегодня в России охраняется больше 900 000 товарных знаков, поэтому найти классное и свободное название непросто, а вот случайно воспользоваться чужим — легко.
Самый главный подвох для любого бизнеса: если «твоё» название не зарегистрировано как товарный знак в Роспатенте, то юридически это название не твоё. Оно того, чья регистрация. Кто успел зарегистрировать раньше — тот и владелец.
На этом горят многие предприниматели. Человек открывает компанию, дает ей и своему продукту какое-то название. Вкладывает деньги в брендинг, сайт и рекламу. А сам бренд-то ему не принадлежит.
Набор санкций за использование чужого бренда такой, что иногда может довести и до банкротства:
- взыскание компенсации в пользу правообладателя — до 5 миллионов рублей, иногда больше (п.4 ст. 1515 ГК РФ)
- штрафы в пользу государства за нарушение закона о рекламе и недобросовестную конкуренцию — тут от 100 до 500 тысяч, а там как повезет (ч. 2 ст. 14.33, ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ)
- конфискация товара, на который незаконно нанесен чужой знак (п.2 ст. 1515 ГК РФ)
- блокировка сайта в интернете, страниц в соцсетях и товаров на маркетплейсах
- иногда ответственность вплоть до уголовной (до шести лет, ст. 180 УК РФ)
И вишенка на торте: даже выплата компенсации не избавит от необходимости проводить ребрендинг. За свой счет, разумеется.
Как хитрые московские юристы чуть не обманули девушку из Находки
Одна девушка решила открыть свой небольшой детский центр. Кружок по конструкторам, развивайка, всё такое. Название для него придумала — «Город деталей». И логотип нарисовала, вот такой:
Встал у нее вопрос — а можно такое название «Город деталей» себе взять? Мало ли, может это название кто-то уже давно зарегистрировал на себя как товарный знак.
Как выяснить, есть такой знак уже или нет? А похожие с точки зрения Роспатента? Что вообще будет, если подать заявку на регистрацию этого знака, выдача или отказ?
Такими задачами занимаются специально обученные профильные юристы по товарным знакам. Вот в одну из таких московских компаний девушка и обратилась.
Юристы провели проверку, и, конечно, нашли кучу существующих знаков со словами «город», «городок» и всё в таком роде.
И знаете, какое решение они ей предложили?
Они предложили ей за отдельные деньги нарисовать логотип, где типа «доработают» ее название графикой — поменяют часть букв на картинки, типа такого:
На первый взгляд может показаться, что это типа крутая юридическая хитрость. Роспатент же действительно может зарегистрировать такой знак — подрисовали, зарегистрировали, во как ловко всё провернули.
Но на самом деле это жесть.
Такая регистрация не только не решит задач бизнеса, она еще и новые проблемы создаст.
1. Знак с картинками вместо букв не будет защищать само название
Знаки регистрируют, чтобы конкуренты не могли использовать такое же или очень похожее название в бизнесе.
Только вот регистрация такого ребуса в этом никак не поможет.
Если конкуренты захотят использовать название «Город деталей», то владелец знака-ребуса не сможет им помешать. Ведь у него зарегистрировано не название, а логотип, причем с какими-то нелепыми картинками вместо букв.
Право на само по себе название эта «ловкая» регистрация не даст.
2. Знак с картинками вместо букв не позволит использовать это название
Девушка не сможет везде использовать логотип-картинку. Где-то ей придется писать название словами, например, в названии сайта или в соцсетях.
Но если знак нельзя зарегистрировать и вместо букв приходиться мудрить с картинками, то значит слишком похожее название уже было зарегистрировано!
Получается, когда человек будет писать свое название словами, то будет нарушать чужой знак.
В итоге привет блокировки, привет взыскание компенсации и прочие страдания. И этот знак-ребус уйти от ответственности никак не поможет.
«Я хочу зарегистрировать свой знак, но похожий уже давно занят» — да, такие ситуации бывают часто. Но тут нужно работать с письмами-согласиями и предварительным отказом, а не буквы картинками рисовать. Подробнее про такую историю рассказывал в другой статье.
3. Товарный знак с картинками вместо букв могут аннулировать
По закону владелец знака обязан использовать свой знак именно в том виде, в котором он зарегистрирован.
Если она продолжит использовать старый привычный логотип и не будет использовать «доработанную» версию, нарисованную юристами на коленке чисто ради регистрации, то это может стать основанием для аннулирования знака через три года в связи с неиспользованием.
Итого, представьте ситуацию: человек обратился к юристам, а они предложили заплатить им вдвое больше денег за то, чтобы наворотить галиматьи, которая по факту создаст еще больше проблем
Как мы в итоге всё переделали
Хорошо, что девушка вовремя почувствовала подвох и не пошла на поводу у этих юристов-художников.
Конечно же ей триста лет не сдалась регистрация этого «ребуса» с отдельной оплатой услуг по «художествам».
Правильный ход в такой ситуации — зарегистрировать нормальный словесный товарный знак. То есть просто само по себе название, без всякой графики.
Именно такая регистрация будет защищать название вне зависимости от его шрифта и графики.
Да, я тоже нашел в Роспатенте разные знаки со словом «город». Но «Города деталей» то не было.
Работа нормального юриста по товарным знакам как раз и заключается в том, чтобы доказать Роспатенту, почему по твоей заявке должно быть принято положительное решение.
Да, для этого иногда приходится часами сидеть в базе решений Роспатента и судов, выискивать похожие случаи, подбирать аргументы в свою пользу и потом расписывать всё это Роспатенту во всех подробностях. Это сложнее, чем рисовать буквы картинками.
Но только так можно добиться нормальной правильной регистрации. Особенно сейчас, когда вон под миллион действующих знаков есть и похожие находятся почти всегда.
Чем закончилась эта история
Мы подали нормальную заявку в Роспатент, без всяких ребусов. Как я и рассчитывал, Роспатент в итоге дал нам решение о регистрации.
И девушка получила нормальную регистрацию, которая защищает именно название. А не какой-то левый ребус.
Три вывода коротенько
- Самый сильный товарный знак — словесный. Он защищает само по себе название, вне зависимости от шрифта, цвета и графики.
- Трюк с «нарисую буквы картинками» может помочь в регистрации, но эта регистрация на практике окажется бесполезной.
- Регистрировать свой знак лучше на старте бизнеса или запуска нового продукта. Когда есть несколько вариантов названий, можно выбрать самое перспективное и получить нужную регистрацию быстрее.
На все общие вопросы отвечаю в комментариях.
Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, ваше название или лого посмотреть-проверить по настоящим базам Роспатента, разобраться с регистрацией товарного знака или судом — пишите мне в личку в телеграме @bchlf
Если в принципе тема нематериальных активов «ваша» — у меня есть телеграм-канал «Клуб правообладателей».
Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Заходите, если вдруг еще не видели:
Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах».
Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь.