Корпоративные отношения и ESG-повестка
Сегодня появилась ожидаемая новость, о том, что ЕС резко сократит число компаний, обязанных раскрывать ESG-данные*. Источник при этом сообщает очень интересные сведения: «Ранее предполагалось, что раскрывать детальную информацию об устойчивом развитии, в частности влиянии на экологию, о социальной политике и соблюдении прав человека должны будут все бизнесы с числом работников более 250 и выручкой от 50 млн евро. В результате изменений от требований будет освобождено 80% фирм, которые, как планировалось изначально, должны будут выполнять директиву».
Послабление – более чем значительное. Если при этом вспомнить, что за них особенно ратовали Германия и Франция, экономическая ситуация в которых не безоблачная, то становится понятно, что указанное послабление можно отнести к хорошему примеру обратной зависимости степени государственного регулирования экономики и её эффективности.
Разделение ESG-повестки на 2 аспекта (с одной стороны, само соблюдение регулятивных требований, и с другой стороны – отчетность или раскрытие информации по ним), а также рассмотрение этих аспектов по отдельности показывает, что в строгом отношении, ESG-требования корпоративно-правовыми не являются.
Если данные положения являются обязательными (т.е. требованиями) и обеспечиваются возможностью государственного принуждения, то это требования публично-правовые, они основаны на административном подчинении и продиктованы общественным, а не частным, интересом. Если данные положения не являются обязательными (т.е. рекомендациями) и возможностью государственного принуждения не обеспечены, то интерес в их соблюдении, в конечно счёте, зависит от экономической выгоды от их соблюдения. Корпоративные правоотношения (участник – организация - менеджмент), обусловленные именно природой юридического лица, не имеют прямого отношения к указанным выше требованиям. Именно поэтому некоторые специалисты характеризуют ESG-принципы как принципы управления бизнесом, а если смотреть нормативную базу того, что сейчас называется ESG, то она состоит из очень большого массива НПА и включает в себя различные аспекты технического регулирования, природоохранные требования, охрану труда. Данное регулирование представляется более корректным относить к правовому регулированию предпринимательской деятельности, которое по соображениям равенства перед законом и поддержки конкуренции должно распространяться и на такого субъекта предпринимательской деятельности как индивидуальный предприниматель.
Поэтому с т.зр. корпоративного права важным может быть признан только 2-й аспект – раскрытие ESG-информации. Кодекс корпоративного управления 2014 г. определяет, что «обществу рекомендуется избегать формального подхода при раскрытии информации и раскрывать существенную информацию о своей деятельности, даже если раскрытие такой информации не предусмотрено законодательством» (п. 6.2.2). Раскрытие информации в корпоративно-правовых целях отличается от иных видов отчётности (статистической, налоговой, различной отраслевой и предметной) целью – сохранность и эффективность инвестиций, снижение рисков, угрожающих инвестиционной привлекательности компании и стоимости её акций.
ESG-отчетность в сознании некоторых людей наверное начинает восприниматься в статусе существенных фактов, но ESG-требования могут и противоречить интересам инвестора (акционера), если они в конкретных обстоятельствах ограничивают эффективность деятельности организации; примерно такими же соображениями руководствовались власти Германии и Франции. Здесь корпоративно-правовой статус с неизбежностью не присущ ESG-информации, т.к. их отношение является ситуативным.
Таким образом, надо полагать, что в целом ESG-повестка не имеет внутренне обусловленной связи с корпоративными отношениями.