Права для электросамоката: почему устройство приравняли к транспортным средствам

Верховный суд России признал электросамокаты транспортным средством. Такой статус устройства получили в результате судебного разбирательства.

Права для электросамоката: почему устройство приравняли к транспортным средствам

Давит Чепечян попал в ДТП в мае 2021 года. Его машина поворачивала налево, а по встречке двигался человек на электросамокате. Суд устаовил, что человек на самокате потерял управление и на полном ходу попал под машину. От полученных травм он скончался.Органы следствия возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 264 УК — нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлекшее смерть человека. Следователь назначил автотехническую судебную экспертизу, назвав электросамокат с двигателем мощностью 5,4 кВт, на котором передвигался погибший, «механическим транспортным средством». Таким образом, следствие предлагало квалифицировать случившееся, как ДТП с участием двух транспортных средств, в котором Чепечян нарушил ПДД, не уступив дорогу другому транспортному средству при повороте налево.Истец в суде в свою очередь пытался доказать, что электросамокат не может считаться транспортным средством, так как для управления им не требуются водительские права.

Но представитель Генеральной прокуратуры заявил, что скорость, которую развивают современные электросамокаты, позволяет отнести их к транспортным средствам, так, например, максимальная скорость самоката Dualtron Ultra, которым управлял погибший, составляет 85 км/ч.

«Таким решением суд установил становление судебной практики по такому вопросу – нижестоящие суды, хоть и негласно, будут следовать таким правилам и принимать схожие решения. На это решение будет, возможно, ориентироваться и законодатель при принятии специального закона», — считает доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Оксана Васильева.

По ее словам, данное решение повлияет на действия сотрудников ГИБДД. Также у них могут быть свои внутренние инструкции от руководства, которым также необходимо следовать. Но в большей степени это оказывает влияние на суды. Так, постановления сотрудника ГИББД можно оспаривать у его начальника или в суде. И когда суд будет принимать решение по данному вопросу, он будет, в первую очередь, ориентироваться на мнение Верховного суда.

Так ли безопасен самокат?

В городах России кикшеринг — аренда самокатов — массово вводилась 2-3 года назад. Сначала новинку воспринимали довольно осторожно, но затем большинство оценило все преимущества такого транспорта: маневренность, простоту управления, бюджетность и доступность — самокаты устанавливали не только на оживленных улицах, но и в спальных районах. Со временем практика показала, что безопасное, на первый взгляд, средство передвижения может спровоцировать серьезную аварию, особенно в руках лихача.

В Минтрансе электросамокаты причисляют к средствам индивидуальной мобильности (СИМ). До сих пор большинство ДТП с их участием классифицируются как наезд на пешехода, так как, согласно ПДД, лицо, управляющее самокатом, считается пешеходом. В то же самое время, если электросамокат сбивал пешехода, в силу отсутствия правовой основы, меры наказания не были сопоставимы со случаями, когда пешеходов сбивал автомобиль. Самокат же способен развивать скорость до 40 км/ч и аварии с их участием нередко влекли за собой смерть. Максимальные меры предосторожности властей по правовому регулированию таких ситуаций заключались лишь в ограничении максимальной скорости электросамокатов в определенных зонах города до 15 км/ч.

Замначальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД России Владимир Кузин выразил надежду, что ведомство сможет установить статус средств индивидуальной мобильности, в число которых также входят электросамокаты, к лету 2022 года. Но сейчас их статус окончательно не определен.

Законопроект о средствах индивидуальной мобильности, который позволил бы регулировать все технические устройства, существует около трех лет. Его подготовил Минтранс в октябре 2019 года.

«Средство индивидуальной мобильности» — устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок», — говорится в документе.

В законопроекте прописано, что управлять СИМ могут лица старше 14 лет исключительно по велодорожкам и со скоростью не более 20 км/ч. А в их отсутствие по тротуарам, и только при отсутствии тротуаров по проезжей части. Принять законопроект в короткие сроки невозможно — для этого придется производить серьезную редакцию ПДД, переписывая большое количество норм.

2
4 комментария