Нужна ли вам образовательная лицензия, чтобы делиться знаниями

Давно хотела написать этот материал, но все руки не доходили. А тут появился уже второй на моей памяти пост с ошибками по теме и я поняла, что хватит откладывать.

pxhere.com
pxhere.com

Итак, вы хотите учить людей, по какой модели это можно сделать?

Базово, доступны три:

  • образовательная деятельность
  • информационные услуги/просветительство
  • лицензионная модель

Информационные услуги и лицензионная модель могут иметь пересечения и в отдельных случаях даже взаимозаменяться, но образовательная деятельность как лицензируемая деятельность, стоит отдельно.

Образовательная деятельность

В соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации:

  • Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
  • Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ.
  • Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

За этими тяжеловесными определениями лежит следующее. Если то, чем вы занимаетесь:

- имеет заранее определенный план, т.е. вы составили программу обучения и запланировали результаты освоения этой программы, а не проводите отдельные мастер-классы

- у вас есть учебный план, расписание, образовательная методика, вы даете и проверяете домашние задания и т.д.

- вы проверяете результаты и выдаете документ об образовании -

то у вас образовательная деятельность, которая подлежит лицензированию, кроме отдельных исключений.

Получение образования оформляется договорами образовательных услуг. В силу этого на него распространяются присущие договору возмездного оказания услуг риски, связанные с возможностью заказчика отказаться от исполнения договора в любой момент, если договор заключен гражданином – то на данный договор распространяются и положения Закона о защите прав потребителей.

Именно потому что образование, образовательная деятельность – это единый целенаправленный процесс, осуществляемый по определенным программам, по расписанию и с соблюдением графиков, с проверкой знаний, посещаемости и т.д., то осуществлять образовательную деятельность на основе абонентского договора, как тут недавно писали, не получится. Абонентский договор является договором с исполнением по требованию, т.е. предполагает, что обучающийся сам определяет, что ему учить, как часто и в каком объеме. Или не учиться вообще. В соответствиями с разъяснениями Верховного Суда в случае неясности того, является ли договор абонентским, положения Гражданского кодекса в отношении абонентского договора не применяются. Поэтому, конечно, вы можете как-то исхитриться и оформить договор об оказании образовательных услуг как абонентский, но если обучающийся захочет вернуть деньги – маловероятно, что вы его отобьете в суде.

Но абонентский договор будет хорошим решением для фитнеса, йоги, танцев, мастер-классов. Ваш абонемент в фитнес клуб, абонементы Синхронизации – отличные примеры.

Лицензирование образовательной деятельности

Теперь по поводу лицензии.

Бытует мнение, что ИП без работников лицензия не нужна. Это во многом заблуждение, связанное с тем, что нормы в отношении ИП разнесены по разным частям Закона об образовании и полностью его не все читали.

Да, действительно, в соответствии с п. 2 ст. 91 Закона об образовании, соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности не являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность непосредственно.

Но! Дело в том, что возможности индивидуальных предпринимателей хоть с педагогическими работниками, хоть без в принципе ограничены по видам образовательных программ, которые они вправе осуществлять.

В соответствии с п. 3 ст. 32 Закона об образовании индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. И все.

Критерии отнесения образовательных программ к тому или иному виду установлены Законом об образовании и подзаконными нормативными актами (Минпросвещения, Минобразования и др.).

К основным образовательным программам относятся:

- основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

- дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств, дополнительные образовательные программы спортивной подготовки;

Дополнительные общеразвивающие программы реализуются для детей и для взрослых, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются для детей, дополнительные образовательные программы спортивной подготовки реализуются для детей и для взрослых.

- основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

Профессиональное обучение носит прикладной характер, перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение устанавливается подзаконным нормативным актом (сейчас это Приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513 "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение" ).

Т.е. такие «вкусные» и апеллирующие к профессиональному честолюбию направления как программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки для индивидуальных предпринимателей недоступны. К слову, в их отношении тоже есть требования, нельзя просто разработать программу и назвать ее программой повышения квалификации или профессиональной переподготовки.

Тут сразу же скажу про так называемую сетевую форму реализации образовательных программ. На практике это происходит так, что некий институт с лицензией заключает за много денег договор с ИП на реализацию образовательной программы, ИП все делает сам, но выдает своим ученикам диплом этого института. Институт же на бумаге осуществляет некую аккредитацию образовательной программы и все.

Мне пока неизвестны (но я специально и не искала) случаи привлечения к ответственности за такую деятельность, но по мне – это чистый схематоз и обход закона, т.к. смысл сетевой формы в объединении равнозначных образовательных организаций, от того что лицо без лицензии заключило договор с организацией с лицензией не делает его деятельность более законной, т.к. он по-прежнему не прошел предусмотренный государственный контроль, аккредитация одной образовательной организацией программы другой образовательной организацией законом не предусмотрена.

Если столько ограничений – то в чем смысл заниматься образовательной деятельностью, а не проводить серии мастер-классов, к примеру?

Помимо того, что у многих лежит душа именно к образовательной деятельности, обучение в образовательной организации с лицензией или у ИП без лицензии позволяет физическим лицам получить социальный налоговый вычет, что может являться преимуществом.

С другой стороны, выдавать диплом «заборостроительного института» при сетевой форме реализации образовательных программ – сомнительное преимущество.

Информационные услуги

Если ваша деятельность не подпадает под образовательную, то вы можете структурировать ее через оказание информационных услуг. Это могут быть как разовые услуги, так и модель по подписке/абонентская. С точки зрения рисков отказа заказчика от договора – те же, что я описала выше для образовательных услуг. При абонентской форме рисков меньше, но такая форма может вам и не подойти.

Просветительство включено в Закон об образовании, но не является образовательной деятельностью, в принципе, просветительскую деятельность тоже можно облечь в договор об оказании информационных услуг.

Если вы работаете в интернете через платформу, то можно работать по лицензионной модели – предоставление лицензии на использование платформы (на всякий случай - это другая лицензия, это право использования результата интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора). С помощью лицензионного договора можно оформить срок доступа на определенный срок и ограничить возможность досрочного одностороннего отказа от договора. На лицензионные договоры действие Закона о защите прав потребителей не распространяется, хотя не исключено и появление обратной судебной практики, и внесение изменений в законодательство. По крайней мере, Роспотребнадзор периодически выпускает пресс-релизы относительно нарушения прав потребителей при доступе к сервисам на основании лицензий.

Надеюсь, материал был для вас полезен и помог разобраться что к чему. Если что-то непонятно или нужно дораскрыть – пишите.

9 комментариев

а какие два поста с ошибками ? героев в студию, плз

Ответить

про абонентский договор для образования и онлайн образование - нет уточнения про ограничения для ИП

1
Ответить

Инфоцыгане в какую модель попадают ?))

Ответить

Информационную конечно)

1
Ответить

Инфоцыганскую конечно)

Ответить

Александра, добрый день!

Не очень понятно: для проведения мастер-классов, например, лепка из глины (керамические изделия) таки лицензия нужна или нет?

Ответить