Не попасть в ловушку: фиксируем отказ внести вынужденные изменения в договор авиаперевозки на Пхукет с Аэрофлотом

В уведомлении аэрофлота об аннулировании билетов может скрываться ловушка! Разъясняю значение терминов "бронирование" и авиабилет", чем они отличаются от договора авиаперевозки, и как избежать ловушки, даже если воспользовались промокодом.

Внимательно рассматриваем письмо об отмене:

скриншот из уведомления аэрофлота об отмене рейса
скриншот из уведомления аэрофлота об отмене рейса

Что такое "Бронирование"? пункт 8 Федеральных авиационных правил (ФАП) дает следующую трактовку:

Закрепление на воздушном судне пассажирского места и провозной емкости для перевозки пассажира, багажа, груза на определенный рейс и дату (далее - бронирование) является обязательным условием перевозки воздушным транспортом пассажира, багажа, груза.

Следовательно, аэрофлот аннулировал только выписанные в рамках бронирования мест на рейсах билеты в рамках договора авиаперевозки в результате технической ошибки, а не сам договор, который можно отменить только по основаниям предусмотренным в ФАП, и он смог бы подтвердить это документально, приложив скриншоты данных писем и собственно Воздушный кодекс ст. 107, перечисляющую исчерпывающий список оснований для отмены договора, в которых "технической ошибки" нет.

Далее, после отмены бронирования аэрофлот предлагает приобрести билет, а что это такое регламентируется пунктом 44 ФАП:

44. К перевозочным документам относятся: билет, багажная квитанция, грузовая накладная, ордер разных сборов, квитанция для оплаты сверхнормативного багажа, квитанция разных сборов, электронный многоцелевой документ.

Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной.

Договор воздушной перевозки пассажира оформляется одним билетом или оформленным вместе с ним дополнительным(и) билетом(ами), в котором(ых) указывается номер билета, к которому он(и) оформлен(ы).

В моем деле с s7 авиакомпания уже пыталась подменить понятие "договор авиаперевозки" понятием "билет" прямо на апелляции, но не вышло.

Договор воздушной перевозки пассажира согласно п. 230.1 ФАП должен выполняться в случае отмены рейсов вне сроков действия договора, понятие же “выписанный билет”, является лишь частью договора авиаперевозки, и такой билет выписывается с новым номером, когда пассажир обращается к перевозчику за изменением даты или времени вылета.

Пункт же 230.1 ФАП регламентирует именно исполнение договора авиаперевозки, а не авиабилета:

Изменение пассажиром маршрута перевозки (изменение пунктов, между которыми выполняется перевозка, изменение установленной в перевозочном документе последовательности пунктов, между которыми выполняется перевозка, отказ от полета на одном или нескольких участках маршрута перевозки), изменение даты или времени вылета, изменение класса обслуживания, примененного тарифа и другие изменения условий договора воздушной перевозки пассажира производятся в пределах срока действия обязательства по перевозке пассажира, кроме случаев вынужденного изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира.

Согласно п.1 ст. 105 "Воздушного кодекса Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ далее ВК) билет не является договором авиаперевозки, он является лишь перевозочным документом, подтверждающим реализацию достигнутой между пассажиром и авиаперевозчиком договоренности:

1. К перевозочным документам относятся билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты и предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта.

То есть если аэрофлот стал бы утверждать в суде, что договор авиаперевозки до сих пор действителен и пассажир добровольно внес в него изменения на предложенных особых условиях с использованием промокода, забронировав новые места и выписав новые билеты взамен аннулированных по собственной воле, с точки зрения закона он бы был прав.

Прочитайте внимательно текст письма об отмене, там нет ни слова о том что Ваш договор авиаперевозки расторгнут. Потому для положительного исхода дела важно получить такое подтверждение отказа в исполнении договора авиаперевозки или его отмены от оператора аэрофлота, это может лишить ответчика провернуть "фокус" в суде.

Инструкция, как избежать ловушки, зафиксировав отказ в исполнении договора авиаперевозки:

Нужно позвонить по телефону call центра аэрофлота +7 (800) 444-55-55 или через кнопку на сайте https://aeroflot.ru "звонок с сайта", обязательно записав разговор, проведя его по следующему сценарию, опубликованному в телеграм канале аэрофлот возвраты:

Пассажир: Здравствуйте, я Фамилия Имя, предупреждаю что наш разговор записывается. [Если оператор не представлялся - Назовите, пожалуйста, Ваш номер оператора. ] Подскажите, Вы уполномочены принимать заявки на внесение изменений в договор авиаперевозки по правилам вынужденного обмена в случае отмены рейсов авиакомпанией?

Оператор: отвечает что уполномочен.

Пассажир: Мой номер договора авиаперевозки ... ...

Оператор: Ваше бронирование аннулировано...

Пассажир: Мои билеты были аннулированы из за технической ошибки, но договор авиапе��евозки остался действительным. Прошу оформить по правилам вынужденного изменения договора авиаперевозки билеты на ближайший рейс на Пхукет. По моим сведениям это (смотрите на сайте) рейс через Москву вылетающий в 23:00.

Оператор: уточняет информацию и

А. посылает писать жалобу в форму на сайте

Б. произносит скрипт дословно цитирующий письмо об отмене

[Если А.]

Пассажир: "Не могу, потому что нужный мне рейс вылетает через Х часов, следовательно если вы не выполняете мой запрос, аэрофлот отказывается от исполнения договора авиаперевозки".

[Если Б и остальные случаи (скрипт или обьяснение про ошибку)]

Пассажир: Техническая ошибка произошедшая при бронировании согласно Федеральным Авиационным Правилам это та же ситуация что и отмена рейса авиаперевозчиком, она регламентируется той же статьей правил что и действия при отмене рейса и дает пассажиру право требовать внесения вынужденных изменений в договор авиаперевозки пассажира. Вы говорите о бронировании, а я говорю именно о выполнении договора авиаперевозки, в рамках которого выписан билет.

И далее контрольный вопрос (ниже).

Обязательно в конце беседы нужно задать контрольный вопрос:

Пассажир: Следовательно, Вы отказываетесь внести вынужденные изменения в мой договор авиаперевозки выписав билеты на ближайшие рейс на Пхукет со стыковкой через Москву с вылетом сегодня по правилам вынужденного обмена?

Оператор должен так или иначе подтвердить отказ. В идеале в форме "Да", но подойдет и фактическое невыполнение требования о выписывании билетов на ближайший рейс, и даже "авиакомпания вынужденно расторгла Ваш договор авиаперевозки".

Если вдруг услышите аргумент об уже возвращенных деньгах - тут же соглашайтесь внести их повторно в той же сумме, использовав карту для оплаты нового бронирования по действующему договору авиаперевозки.

Шаблон правильной досудебной претензию в аэрофлот публиковал тут.

UPD: До публикации пассажиры получали сообщения о том что договор авиаперевозки расторгнут. После публикации - часть пассажиров что договор действителен, часть - вообще никакого ответа, но операторы отказывались выписать билеты на ближайшие рейсы, что и является установленным фактом нарушением договора.

Данный отказ о внесении вынужденных изменений в договор авиаперевозки мы и фиксируем. Будет красиво, если в коллективный иск соберутся истцы получившие разные ответы. Теперь у пассажиров есть отличные доказательства того что договор авиаперевозки нарушен перевозчиком, что бы не ответил оператор вместо предоставления возможности улететь!

56
26 комментариев