Еще с детства я был уверен, что буду заниматься бизнесом. В этом не последнюю роль сыграло окружение и родители. Учась в колледже, мы с одногруппниками часто рассуждали о том, что бы такое замутить запустить… Однажды с другом пробовали продавать товары с алиэкспресса в соцсетях. С нереальными вложениями в 300$, мы купили партию ширпотреба типа аксессуаров, термокружек, чехлов, флешек. Дальше слили деньги на рекламу, которую сами же и настроили и… в итоге распродали все знакомым и друзьям по себестоимости. Все же, для 17 лет опыт хороший.
Все рвутся изучать технологии, чтобы не отстать от трендов, а надо изучать людей, эти не меняются. Маркетинг я ,,проходил" ещё в СССР на должности спекулянта.) Потом читал разные книжки, начиная с Котлера, и они мне ничего нового не открыли. Понимать людей важнее, чем знать технологии. Больше о людях и их мотивации.
Согласна!
Была на одной встрече с продуктами (продукт-менеджерами), где спикер сказал одну фразу и она сильно врезалась в голову: если вы хотите понять суть профессии и быть успешным при взаимодействии с клиентами, почитайте одну единственную книгу - Библию. Не для того, чтобы присоединиться к религии, а чтобы понять как устроен человек. За тысячелетнюю историю в человеке изменилось немного, поэтому начните с Библии.
Это и прямой совет, и метафора, но мне она кажется очень точной. Если вы работаете для людей* - вам нужно знать этот "объект" достаточно хорошо, это ядро. Дальше прикладывать свои навыки и делать продукт в итоговом виде. Но итоговый результат тоже складывается в синергии с заказчиком. Проблема неквалифицированности заказчиков - достаточно широко распространенная во всех сферах. И это не проблема - это норма. Суть долгосрочных отношений, на мой взгляд, именно в том, чтобы помогать заказчику расти в процессе, вместе с вами и под вашим чутким присмотром. Именно за это и можно брать большие деньги :) вернее, любые деньги. другие схемы - это про хапнуть. Опять же, на мой взгляд.
*все работают для людей, даже если это не осознают или открещиваются. потому что что? потому что итоговым пользователем любой услуги/товара/продукта являются живые люди. Просто надо еще уметь себе в этом признаться :)))
100%. По моему опыту гораздо важнее насмотренность, жизненный опыт и понимание поведения людей. Все остальное в маркетинге и многих других сферах дает меньшую часть результата. Особенно в продажах.
Да, Котлер это классика. Вспоминаю книгу Пола Самуэльсона "Экономика" про кривую спроса и предложения. Мысль - чем дешевле цена, тем выше спрос как-то не очень работает глядя на финансовые результаты Эппл и люксовые бренды.
Есть два базовых инстинкта - самосохранение и продолжение рода. Комбинация их паттернов и формирует коммерческую поведенческую мотивацию.
Вчера как раз шерстила интернет на тему интересных кейсов с провалами предпринимателей и на что обратила внимание на несколько вещей:
1. на поверхности в русскоязычном сегменте очень мало статей про культовых/известных предпринимателей с описанием их пути. Покопавшись вчера, я нашла, ну может быть, 5 неплохих (но при этом не очень детальных) статей, где истории "неуспехов" были разложены по карьерам успешных людей. Т.е. в привязке: вот человек, вот его достижения почему он общепризнанный молодец, а вот факапы в его жизни через которые он проходил или, это очень важно, проходит и по сей день.
2. Есть статьи о пути компаний, но вот на мой вкус, это не дает представления о том почему именно эти ошибки произошли. Как будто в таких статьях нет героя - конкретного человека в разных точках жизни компании, который принял то или иное решение, почему он его принял, к чему это привело, причинно-следственные связи решения-результат. Для этого надо интервьюировать людей в этих компаниях, иначе анализ выглядит неполным, но статьи типа "сторрителинг известных брендов" этого не предусматривает немного.
3. большая часть материалов описывает личные кейсы, которые авторы оценивают изолированно от общей истории, иногда с перекладыванием ответственности на других и это вызывает какое-то внутреннее ощущение безнадеги, а часто просто духоты. If you know what I mean :)
4. Истории провалов часто вообще не раскрываются и даются впроброс, по типу: ну вот успешный человек, ему было очень трудно и 30 отказов, но посмотрите чего он добился и дальше миллион печатных знаков об успешном успехе суперуспешного суперуспеха.
В общем, прям после вчерашнего небольшого разочарования получила удовольствие почитать твою статью! Круто, буду ждать продолжения 😉
Ольга, Вы провели замечательный мини-анализ.
Сейчас ощущается острый недостаток полезной информации.
Потому что каждая история успеха всегда должна сопровождаться факапами.
Успех невозможен без предыдущих провалов.
На провалах мы учимся не делать этих ошибок в настоящем и будущем.
Спасибо, рад, что зашло) На самом деле больше года вынашивал идею написать серию статей, там буквально в каждом аспекте бизнеса что-то было не так. Не везде это сопровождалось блокбастером, как в этой части с топором, но все же многое будет полезно начинающим, а предпринимателей с опытом навеет на воспоминания и, может, вдохновит написать что-то подобное.
Все мы были неопытными, учились на своих ошибках. Соглашусь, что большая часть таких историй не получает огласку. Многие стесняются этого или просто не считают этот опыт значимым.