Как коллекторский сервис сменил нишу и заработал миллионы на оплате медицинских услуг: история успеха Collectly
Расскажем, как бывший коллектор создал сервис по оплате медицинских услуг, перевез его из России в США и заработал миллионы долларов.
Привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass.
Сегодня поговорим о Collectly — компании, которая успешно освоилась в одной из самых денежных сфер США — медицине. Но не просто в медицине, а в сегменте оплаты медицинских услуг. Расскажем, как выходцы из России основали стартап и «припарковали» его на рынке, который оценивается в 3 триллиона долларов.
Кто создал Collectly
Стартап запустили два человека — Левон Брутян и Максим Мезотин. Левон, юрист по образованию, в 2009 году устроился в российское подразделение немецкой Creditreform. Компания занималась коллектингом — взысканием долгов с населения. Поначалу Брутян был обычным коллектором, но очень скоро стал менеджером — сначала в России, а затем и во всем СНГ.
В 22 года в моем подчинении оказалось более 20 человек. Это при том, что у меня не было никакого управленческого опыта. Я был просто в шоке.
Спустя четыре года после назначения Левон теряет перспективы дальнейшего развития и решает уехать в Сан-Франциско, на учебу в Hult International Business School (HIBS).
После переезда я понял, что в России и США бизнес работает совершенно по-разному. Здесь провалилось очень много стартапов, созданных русскими. И все потому, что люди не понимают местную культуру.
На обучении Левон постоянно слышал тезис о том, что необходимо искать проблемные индустрии. И он обнаружил такую — коллекторские услуги, один из самых консервативных сегментов рынка США. Буртян выяснил, что коллекторам передают до 700 миллиардов долларов долгов, а взыскать удается всего 10% из них.
Так у Левона родилась идея — автоматизировать работу коллекторов, чтобы повысить процент взысканных денег.
Питч идеи сооснователю и поездка в Y Combinator
После учебы в Hult Левон уехал в Москву, чтобы поделиться идеей с другом — Максимом Мизотиным. Максим, выпускник МГУ и предприниматель, идею одобрил.
Друзья разработали прототип будущей платформы с минимальным функционалом и стали искать партнеров. Создателей Collectly интересовали крупные банки, которые занимаются взысканием долгов — кто, как не они, смогут оценить преимущества нового инструмента.
Продать продукт через рассылку писем в США — очень сложная задача. Мы посчитали, что сотрудники банков отвечали в среднем лишь на седьмое сообщение. Они очень живо интересовались технологией. А в это время мы про себя думали: «Почему нельзя было ответить на первое же письмо?!».
Параллельно Брутян и Мизотин подавали заявки в стартап-акселераторы. На руках было предложение от Plug and Play, но друзья выбрали финский Nordea Startup Accelerator. Все потому, что он работал при поддержке крупного банка Nordea.
Ребят приняли и выделили им 12 тысяч долларов на разработку. Еще 400 тысяч долларов удалось получить от бизнес-ангелов из Финляндии и США. Вопрос с бюджетом был решен. А позднее произошло еще одно важное событие: банк Nordea решил опробовать технологию Collectly в датском подразделении.
Тесты платформы завершились успешно: продукт оказался перспективным и готовым к выводу на рынок США — то, чего хотели Брутян с Мизотиным. Подошла к концу и программа в Nordea Startup Accelerator. Следующий шаг — Y Combinator и переезд в Сан-Франциско. Первое интервью в американский стартап-инкубатор состоялось в феврале 2017 года. Далее — еще одно собеседование с управляющим директором Y Combinator Майклом Сибелем.
Это было повторное интервью на 25 минут — их устраивают очень редко. Майкл задавал огромное количество вопросов, которые то и дело ставили нас в тупик. Мы вышли из его кабинета с полным осознанием провала. Но внезапно… нам позвонили. В этот момент мы с Максимом стояли в очереди к кассе — хотели заесть и запить горе. Раздался звонок — мы прошли!
Первая сделка и инвестиции в развитие платформы
Уже в Y Combinator друзья начали работать с небольшими коллекторскими агентствами. В 2017 году стартап обрабатывал 2 миллиона долларов долгов — в основном по кредитным картам, потребительским займам и сделкам с недвижимостью. Зарабатывал на процентах с возвращенного долга. Денег выходило немного, но на тот момент любая сумма была на вес золота.
В июле 2017 года Collectly получил первый серьезный бюджет — 1,9 миллионов долларов посевных инвестиций. Деньги были получены от GoAhead Ventures, IT-Farm, Cabra.vc и других компаний.
Примерно в то же время компания определилась с позиционированием — она сосредоточилась на здравоохранении и отказалась от модели развития как коллекторская фирма. Вместо этого Collectly сосредоточилась на автоматизации и оптимизации процессов оплаты.
Первым делом команда стартапа принялась за интеграцию с Athena Health и DrChrono — облачными системами электронных медицинских записей. Цель: перевести в «цифру» оплату услуг физическими лицами и тем самым снизить количество возникающих долгов.
В сентябре 2021 года стартап получил еще 3 миллиона долларов инвестиций. Лид-инвестором стал венчурный фонд TMT Investments. Помимо него деньги выделили Cabra VC, S16 и Starta Capital.
За четыре года команде удалось проделать огромную работу и закрепиться на рынке. В 2021 году они сотрудничали с 300+ клиник и обрабатывали более 150 тысяч платежей в день. Выручка компании за год выросла в 3,5 раза.
Collectly уже достиг высоких показателей в сегменте здравоохранения США. Мы рады, что инвесторы видят потенциал роста компании и готовы поддержать ее развитие. Эти инвестиции помогут нам масштабировать бизнес и усилить команду — мы заинтересованы в том, чтобы привлекать к работе лучших сотрудников.
В июле 2023 года Collectly привлек 29 миллионов долларов от Sapphire Ventures, YC, Cabra VC, Davidovs VC и т. д. Инвестиции пошли на внедрение новых фич в продукт и привлечение сотрудников — в планах Брутяна было увеличить штат в два раза.
Мы также планируем интегрировать в платформу ChatGPT. ИИ развивается и становится все более популярным инструментом. Наша задача — сделать так, чтобы благодаря ему пациентам было проще разбираться в счетах и оплачивать их.
По состоянию на 2023 год Collectly обслуживал 300 тысяч человек ежедневно, а доход компании вырос в три раза. По словам Левона Брутяна, тенденция к росту сохранится — все из-за внешних факторов.
Задолженность пациентов перед системой здравоохранения составляет 480 миллиардов долларов в год. Проблема в том, что примерно 200 миллиардов от этой суммы собрать не получится. А ведь некоторые больницы работают с очень маленькой маржой или вообще в убыток. На что им существовать?
Очень сложная ситуация, которую мы стараемся решить.
Collectly показывает, что улучшения возможны. Благодаря платформе медицинские учреждения стали получать на 75% больше платежей, чем получали ранее. При этом количество дней ожидания денег снизилось с 60–90 до 12 — прогресс колоссальный.
Какие услуги предлагает Collectly
Платформа мультизадачная. Она предлагает три типа решений для больниц и клиник.
Collectly помогает записывать клиентов на прием удаленно и проверять их страховку. Люди меньше ждут очереди и быстрее получают помощь. А больницы и клиники допускают меньше ошибок при оформлении страховых случаев и тем самым снижают дебиторскую задолженность.
Кроме того, учреждения экономят деньги на информировании пациентов. Они могут настроить автоматическую рассылку сообщений или электронных писем — с напоминаниями о приеме или о необходимости внести оплату. Такой подход экономит много времени и денег: долгие обзвоны заменяются моментальной отправкой коротких уведомлений.
Клиенты заранее оплачивают медицинские услуги, за которыми обращаются в больницы. Такой подход исключает образование долгов — учреждения могут не беспокоиться о получении средств.
Collectly поддерживает способы оплаты картами, системой электронных платежей, а также сервисами Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay.
Collectly сильно упрощает процесс оплаты медицинских услуг. Во-первых, можно настроить автоплатеж и в один клик отчислять деньги за посещение специалиста. Такой способ оплаты подходит тем, кто проходит регулярные медицинские процедуры — например, лечебные массажи, чек-апы и т. д.
Во-вторых, больницы могут предлагать пациентам планы отложенных платежей. Для этого в Collectly создают расписание оплаты — с делением на недели или месяцы. Подход полезен, если суммы слишком большие, чтобы внести их за один раз.
Советы предпринимателям: как создать классный стартап в нише на 3 триллиона долларов
- Ищите консервативные сегменты рынка и думайте, как их улучшить
Медицинские услуги в США дорогие и плохо оцифрованы. Людям часто приходилось платить за прием у врачей вручную. Это неудобно — нужно постоянно иметь при себе чеки, тратить время на поход в банк или страховую. Многие люди этого просто не делали — так у них появлялись долги перед медицинскими учреждениями. Например, в 2016 году долг составлял 81 миллиард долларов, а в 2021 году — уже превышал 140 миллиардов.
Создатели Collectly заметили тенденцию — они развернули стратегию с коллектинга на оплату медицинских услуг и не прогадали. Люди стали платить регулярнее, а учреждения перестали испытывать проблемы из-за нехватки денег.
- Подходите к созданию продукта комплексно и гибко
Collectly — не только сервис для оплаты медицинских услуг. Платформа помогает больницам автоматизировать запись пациентов и выставление счетов. Людям — получать своевременную помощь, проверять состояние страховки и платить так, как им удобнее. Если сумма платежей слишком большая, ее можно разбить на маленькие части и вносить помесячно.
Альтернативные методы оплаты помогают больницам и клиникам вовремя получать платежи за оказанные услуги. Проблем с финансовым обеспечением становится меньше — учреждения продолжают работать, а не закрываются.
- Верьте в свою идею
Левон и Максим прошли долгий путь от идеи до релиза Collectly. Они создали MVP, попали в акселератор и смогли развить сервис до полноценной платформы. Получили первых клиентов и пережили сложный этап собеседования в YC. Затем сменили позиционирование и стали развиваться в сегменте здравоохранения.
По мере роста увеличивались и инвестиции в их бизнес: от 12 тысяч долларов в Nordea Startup Accelerator до 29 миллионов долларов от венчурных фондов в 2023 году. Идея выстрелила — но только благодаря усилиям целой команды разработчиков и упорству двух основателей.
Для создания платформ, которые будут зарабатывать миллионы долларов, необходима эффективная коммуникация в команде. Наладить ее поможет корпоративный мессенджер Compass. Создайте рабочее пространство, в котором легко фокусироваться на задачах и создавать перспективные продукты.
Другие статьи в нашем блоге:
- 21 совет для бизнесменов, которые помогут избежать ошибок при развитии стартапа
- Value proposition — что это такое и как составить ценностное предложение
- Как организовать удаленную работу
- Как открыть digital-marketing агентство и выйти на международный рынок
- Жизненный цикл проекта: как его пройти, ничего не упустив