Зачем бизнесу CRM простым языком
Вы хотя бы раз обращали внимание, что происходит в кулуарах мелкого бизнеса после покупки? Когда я вижу, что продавец достает общую тетрадь и вносит туда запись ручкой, невольно хочется проверить, не попали ли мы во временную петлю и вернулись на 30 лет назад, когда компьютер был чем-то эксклюзивным и почти фантастическим.
Конечно, с одной стороны, лучшее - враг хорошего, и менять привычки сложно и зачастую дорого. С другой — лучшее время для цифровизации - вчера, второе лучшее время — сегодня. Но в первую очередь нужно понимать, зачем это нужно вашему бизнесу. Давайте разберемся в том, для чего нужно внедрять CRM.
Что такое CRM
Начнем с того, что такое CRM. Фактически, это та самая тетрадь, только в виде веб-приложения, где фиксируются заказы и клиенты. У заказов есть статус, если продали товар — закрыли заказ и внесли его в статистику, у записей клиентов есть личная информация для связи, а менеджер как пилот самолета контролирует процесс через эту приборную панель.
Ведение этих записей позволяет реализовать следующие и многие другие пути повышения конверсии и возвращаемости клиентов.
Бонусные программы
Я постоянно покупаю цветы в одном месте, и каждый раз надеюсь, что моя лояльность обернется каким-то бонусом в виде скидки или подарка. Однако о своей лояльности помню только я, потому что все покупки они записывают в ту самую пресловутую тетрадь, в виде обезличенных строк. Полагаться на память продавца тоже не стоит, ведь рано или поздно его может сменить другой человек. А в CRM вы могли бы найти этого покупателя по номеру телефона, оценить его объем покупок и предложить условия, которые натолкнут его на мысль продолжать покупать именно у вас, а не у конкурента. Небольшая скидка на следующую покупку, открытка в подарок, или другая мелочь - и вот покупатель сделает работу по маркетингу за вас: посоветует своим друзьям совершать покупки в вашем магазине, а не в другом.
Контроль выполнения заказов и лидов
Каждый раз в кафе, когда заказ превращается в тест памяти официанта мне становится некомфортно, ведь нередка ситуация, когда через полчаса напоминаешь, что заказывал вообще-то еще и десерт, который уже не особо то и хочется. А теперь представьте сотни покупателей, заказов и лидов, с какими-то кастомными пожеланиями. Вот, поставщик предложил вам скидку и вы видите, что можете предложить этому покупателю лучше цену, а вы точно знаете, что этот лид застрял на этапе согласования цены. Другие заказы застряли на этапе доставки, а вот эти оплачены и их нужно скорее закрыть, чтобы увеличить оборачиваемость капитала. Если Бизнес - это поле боевых действий, то CRM - это план местности. Иметь перед глазами полный расклад движения заказов по воронке продаж - то, что позволит более четко управлять своими сотрудниками.
Анализ продаж товаров
Как-то раз я пытался допытаться у бренда одежды, как они решают, сколько отшить каких размеров. Для меня очевидно, что продажи размеров будут подчиняться какому-то закону распределения, возможно, близкого к нормальному. Ответ дал мне понять, что в управлении производством они используют известный статистический подход «на глаз». В целом, такой экспертный подход имеет место быть, но кто-нибудь представляет, сколько нереализованной прибыли и нераспроданных складских запасов влечет за собой такой путь? А вот имея статистику продаж прошлых периодов можно было бы более точно спрогнозировать заказ на производство по размерам и артикулам. Причем не обязательно строить какие-то сложные data science модели, вполне достаточно было бы дашборда, на котором эксперт увидит графики продаж, оценит сезонность и тренд, и тем самым сделает более точную оценку, даже «на глаз».
Управление персоналом
Как говорят, у семи нянек дитя без глаза. Так же и в бизнесе, если пустить на самотек работу продавцов, склада и доставки, скорее всего, с большим объемом заказов такая система даст сбой. CRM может решить эту проблему. На сайте оформили заявку, пользователь хочет проконсультироваться насчет того, какой смартфон ему выбрать. И что же делать, менеджерам по продаже спорить на камень-ножницы-бумага, кому он достанется? Может лучше доверить тому, кто лучше всех разбирается в смартфонах или, и построить очередь обработки, где каждый менеджер будет ответственен только за свои заказы.
Кто-то освободится и устраивает слишком много кофе-брейков? Отлично, система может автоматически нагрузить его работой. А дальше - больше, например, человек оформил заказ, и сразу после его оплаты конкретный кладовщик получил новую задачу на упаковку этого заказа. Вся информация у него перед глазами: что, сколько, как упаковать и какие пожелания клиента. Тут сразу появляется возможность ввести какие угодно коэффициенты эффективности (KPI), чтобы узнать, кому стоит выписать премию в этом месяце.
В базовом варианте, CRM закрывают эти и многие другие задачи, но самое главное - они создают фундамент для дальнейшей автоматизации рутинных задач, проведения подробного анализа и открывают пути масштабирования бизнеса. Конечно, CRM это не панацея, и без грамотного внедрения не будет обещанных процентов прироста продаж, ведь клиент голосуют монетой не за того, кто самый технологичный, а за того, кто лучше понимает чего он хочет.
Больше об IT для бизнеса можно будет читать тут.
вот объяснили доступным способом, наконец то
Большое спасибо! Приятно слышать, когда это первый опыт написания статей.
Похоже, что внедрение таких систем может значительно упростить работу с клиентами и улучшить управление продажами