Инвестировать в цифровизацию vs уйти на дно.
В условиях быстро меняющегося мира, где технологии и потребительские предпочтения эволюционируют с невероятной скоростью, предприятия должны решить для себя: инвестировать в цифровое развитие или рискнуть уйти на дно. Ведь развитие цифровизации – это, наверно, единственный тренд, который сейчас можно с уверенностью предсказать.
Какие причины тормозят компании в развитии?
Почему цифровизация становится необходимостью?
На что стоит обратить внимание, если Вы взяли курс на цифровизацию.
Какие причины тормозят компании в развитии?
На выходных читала про цифровизацию строительной отрасли. Несмотря на то, что большинство компаний понимают необходимость изменений, уровень остается все еще низким. Среди основных причин, тормозящих цифровизацию назвали:
· Недостаток финансовых ресурсов (33%);
· Отсутствие гарантированного эффекта (29%);
· Недостаток квалификации сотрудников компании для внедрения решений (27%).
Думаю, эти данные в целом подходят почти для любой отрасли.
Какие еще причины низкого уровня цифровизации компаний можно выделить:
Нежелание людей что-то менять – видела эту причину в другом отчете и не могу не согласиться. Многие люди испытывают тревогу перед новыми технологиями и изменениями в привычных процессах. Сотрудники боятся потерять работу, их пугает необходимость осваивать новые навыки, сфера информационных технологий до сих пор кажется чем-то очень сложным большинству людей и включается защитная реакция. Назовем это психологическими барьерами.
Однако, если взглянуть рационально и назвать вещи своими именами, из-за страха можно погубить бизнес.
Консервативность - консервативные подходы могут привести к снижению конкурентоспособности, так как более прогрессивные игроки рынка будут лучше удовлетворять потребности клиентов и захватывать долю рынка.
Краткосрочное мышление - ориентация на краткосрочную прибыль может отвлекать от долгосрочных инвестиций, необходимых для устойчивого роста и выживания в будущем. Необходимо понимать, что цифровизация – это неотъемлемая часть нашего будущего и игнорирование этого факта может снизить конкурентные преимущества компании.
Непредсказуемость рынка - компании могут опасаться нестабильности на рынке и предпочитают сохранять капитал, а не рисковать им в условиях неопределенности.
Нет понимания с чего начать – даже, если руководители понимают необходимость цифровизации бизнеса, зачастую не хватает именно понимания – а с чего же начать? Нужно ли создать целый it-отдел? Нанять стороннюю компанию? Выучить python самому? Читать статьи на vc или пойти учиться на цифровую трансформацию бизнеса. И каждый неверный шаг может стоить много времени и много денег.
Почему цифровизация становится необходимостью?
Отказ от цифровизации ставит под угрозу существование традиционных компаний. Согласно данным McKinsey, организации, которые продолжают в значительной степени полагаться на ручные процессы, значительно теряют прибыль (до 30%).
Это в первую очередь связано с недовольством клиентов и неспособностью удовлетворить их современные ожидания, которые, как правило, ориентированы на цифровые технологии и более быстрое и комфортное обслуживание.
К примеру, в сфере услуг онлайн-приложения для записи становятся уже обязательным условием: клиенты не хотят тратить время на звонки администраторам и ожидание вызова, а предпочитают платформы с видимым календарем загрузки.
Аналогичный пример из гостиничной сферы: без онлайн-бронирования на сайте и работы через агрегаторы отелей, собственник будет терять клиентов. После ухода Booking из России 70% посетителей начали бронировать напрямую в гостиницы, однако с развитием российских сервисов, доля за год снизилась до 43%, что подтверждает, что людям удобнее пользоваться онлайн-сервисами.
Маркетплейсы, онлайн-магазины, доставки на дом практически вытеснили традиционный шоппинг.
Кроме понимания того, что, не встав на путь цифровизации, вы сами отдаете свое место конкурентам, есть еще вполне объективные драйверы:
1. Кадровый голод требует автоматизации рутинных процессов.
2. Растет цифровая компетенция у руководителей предприятий и понимание эффекта.
3. Государственное регулирование. Например, в строительстве согласно Постановлению №2357 с 1 июля 2024 года застройщикам многоквартирных домов, привлекающим средства граждан, а также подрядным организациям, осуществляющим строительство по городскому заказу, необходимо использовать технологии информационного моделирования (ТИМ) на этапе проектирования.
И Господдержка. Например, программа льготного кредитования проектов цифровой трансформации, на которую вчера было выделено дополнительно 2,5 млрд. руб.
На что стоит обратить внимание, если вы решили взять курс на цифровизацию:
1. Знание о возможностях автоматизации и цифровых бизнес-моделях, и их практическом применении в различных сферах.
Автоматизация и цифровые модели бизнеса открывают множество возможностей для повышения эффективности, сокращения затрат и улучшения обслуживания клиентов, но информации настолько много, что человеку, не связанному с этой отраслью, сложно угнаться за всеми трендами, возможностями, сложно выбрать из всего многообразия, что же поможет именно в его бизнесе. В прошлой статье я писала об актуальных трендах автоматизации.
Примерами цифровых бизнес-моделей могут быть:
Онлайн-подписки (Окко, Кинопоиск): регулярные платежи за доступ к контенту.
Платформы (такси, маркетплейсы, агрегаторы билетов и отелей): соединение потребителей и поставщиков услуг.
Модели на основе данных (например, Google): бесплатные услуги в обмен на данные пользователей.
Не уверена, сюда ли это относится, но хочется упомянуть о создании цифровой экосистемы, такой как у Яндекса или Т-Банка, Сбера, когда предлагают весь спектр услуг от заправки машины до инвестиций в одном приложении.
Знание этих моделей позволяет компаниям адаптировать свои стратегии и находить новые источники дохода.
Однако это примеры гигантов бизнеса. При этом в реальности во многих даже крупных компаниях уровень автоматизации настолько не высок, что люди продолжают печатать документы и согласовывать их в бумаге, тратя время на ожидание руководителей. В таком случае первым неплохим шагом будет автоматизация или цифровизация отдельных бизнес-процессов: переход на ЭДО, внедрение системы по управлению продажами - CRM, управлению предприятием – ERP, управлению складом – WMS. И это тоже нормально, и это тоже надо делать.
Могу даже сказать больше, если автоматизация и цифровизация – это необходимость для всех компаний, которые хотят сохранить конкурентоспособность в будущем, то цифровая трансформация нужна далеко не всем. К примеру, большинство производств не нужно и невозможно перенести в цифру.
2. Умение анализировать данные, включая большие объемы информации, и разрабатывать системы искусственного интеллекта для бизнеса.
Современные компании генерируют огромные объемы данных, и умение их анализировать становится критически важным, руководители больше не могут принимать решения, основываясь только на опыте и интуиции, нужно работать с данными.
Анализ больших данных: использование технологий для обработки и анализа больших объемов информации с целью выявления закономерностей и трендов.
Искусственный интеллект: разработка систем, которые могут автоматизировать процессы принятия решений на основе анализа данных. Это может включать машинное обучение для прогнозирования потребительских предпочтений или оптимизации операций.
3. Понимание современного стека цифровых технологий — от блокчейна до Индустрии 4.0 — с их реальными возможностями и ограничениями: облачные технологии, искусственный интеллект и машинное обучение, интернет вещей (IoT), блокчейн, разработка программного обеспечения, DevOps и CI/CD, мобильные технологии и пр.
Или непонимание, это тоже нормально, но видение, что вы хотите реализовать и знание, к кому обратиться за исполнением.
4. Навыки управления проектами с акцентом на гибкость и скорость реализации: сделать акцент на использование методологий Agile для быстрой адаптации к изменениям и итеративного подхода к разработке продуктов и способности быстро запускать проекты, тестировать идеи и вносить изменения на основе обратной связи от пользователей.
5. Видение необходимых организационных и культурных изменений, способствующих цифровому успеху компании.
Несмотря на кажущуюся трудность предыдущих пунктов, на мой взгляд, человеческий фактор - самый трудный и самый важный.
Необходима постоянная работа с людьми, обучение и внедрение культуры изменений, чтобы сотрудники были не препятствием, а союзниками и поддержкой на пути трансформации бизнеса. Но это тема для отдельной статьи. 😊
Что могу сказать, чтобы подвести итог – не бойтесь переходить на цифровую сторону.
Если интересно больше про оптимизацию и автоматизацию процессов, подписывайтесь на мой Телеграмм-канал.
Александра Гостева