«Must do или ни в коем случае»: что я думаю о бизнес-консалтинге в России

Молодой человек в красивом костюме приходит на завод, ничего не понимает в технологии, ходит между оборудованием, потом дает книжный совет и уезжает, получив, конечно, высокий гонорар. Можно заменить «молодой человек» на «женщина», «завод» на «магазин» или любое другое предприятие, но именно такую картинку многие рисуют себе, когда слышат слово консультант.

Картинка просто понравилась, сильной смысловой нагрузки не несет. 
Картинка просто понравилась, сильной смысловой нагрузки не несет. 

Давайте попробуем посмотреть, есть ли у рынка бизнес-консалтинга в России перспективы и какие бытуют стереотипы про эту сфера (а бытует их не мало). Чаще всего эти стереотипы рождаются чьим-то неудачным опытом и по сарафанному радио быстро разлетаются, тем более что рынок консалтинга еще сравнительно новый и не так много предприятий с ним сталкивались.

Не будем говорить про узконаправленный консалтинг — типа юридический, бухгалтерский, где есть определенная область и ее можно рассматривать в отрыве от остальных процессов компании. Поговорим именно про бизнес-консалтинг, который строится вокруг процессов компании и отвечает на вопросы: Как оптимизировать процессы в компании? Как технологии могут помочь нам стать более эффективными? Как мы можем использовать данные для принятия более обоснованных решений? Как мы можем улучшить нашу конкурентоспособность? И прочее.

Основная задача такого бизнес-консалтинга состоит в том, чтобы предложить рекомендации и стратегии, направленные на повышение эффективности бизнеса, оптимизацию процессов и достижение заданных целей. И для такого вида консалтинга необходимо провести диагностику всей деятельности компании или подразделения.

Какие мысли тормозят в принятии решения — обращаться или нет к консалтингу:

У нас работают высококвалифицированные специалисты, мы и самостоятельно можем внедрить изменения.

Да, вполне, и результат действительно может получиться очень хорошим.

Дам сразу несколько рекомендаций, если вы решите запустить проект самостоятельно:

  • Выберите руководителя проекта. Лучше, если у него будут гореть глаза при слове «изменения», и он будет искренне хотеть сделать работу эффективнее и добиться результатов.
  • Соберите кросс-функциональную команду проекта, пусть в ней будут как эксперты, непосредственно участвующие в этом процессе, так и те специалисты, которые пересекаются в деятельности. Например, если вы оптимизируете производственный процесс, будет хорошо пригласить для анализа специалистов из отдела продаж, отдела логистики, отдела планирования. Так вы добьетесь взгляда со всех сторон на один процесс/ситуацию.
  • Если вы руководитель предприятия, активно поддерживайте проект по изменениям, участвуйте в совещаниях (но не во всех, чтобы не сбивать команду).
  • Составьте план проекта, чтобы определить временные рамки.
  • Выделите время у сотрудников под проект. Не упустите этот пункт. Если сотруднику не выделить время, то при прочих равных он выберет выполнить свои регулярные обязанности. Потому что за них потом спросят.
  • Во время совместных встреч опишите детально текущую ситуацию (процесс) и определите все проблемы, которые тормозят. Очень важно, чтобы такое совещание вел модератор. В противном случае определение проблем может легко перейти в поиск виноватых и перекладывание ответственности.

Один из самых важных этапов, в ходе обсуждения (еще раз подчеркну, конструктивного) вылезает много проблем, о которых люди в повседневной деятельности просто уже не задумываются, потому что всегда так работали и «замылился» взгляд. Или могут вылезти косяки, которые тормозят всю работу и которые обычно пытаются скрыть. Особенно полезно, когда в команде специалисты из смежных отделов, которые очень часто из-за таких косяков и страдают, а исполнители о них просто не задумываются.

Это можно назвать диагностическая сессия, можно назвать описание текущей ситуации, текущих процессов. Суть — определить, что на данном этапе мешает работать эффективнее.

  • Смоделируйте целевое состояние. Определите, как бы вы хотели, чтобы выглядел процесс. И составьте план мероприятий по достижению этого состояния.
  • Добейтесь внедрения 100% из 100%. Очень важно не «съехать» на этапе внедрения, когда надо будет уже переходить к активным действиям, менять сложившуюся структуру, как-то взаимодействовать с сопротивлением людей. Определите ответственных, поставьте сроки, проводите еженедельные встречи по статусу отработки мероприятий, мониторьте прогресс, поддерживайте сотрудников.

Из опыта скажу, что энтузиазм к этому моменту уже сильно падает (если энтузиазм вообще был) и всем хочется вернуться к своей обычной работе. Помните, что проект завершится только тогда, когда вы внедрите все изменения.

В целом, если в компании есть человек, который обладает достаточными навыками, софт скиллами, временем (время — это очень важно, потому что быстро такие проекты не реализовать), чтобы вести такой проект сам, то можно не прибегать к внешней помощи. Зачастую просто в компании таких людей нет, потому что держать в штате такого специалиста могут только крупные компании, у которых есть для него постоянная загрузка. Сейчас даже создают целые отделы по повышению операционной эффективности.

Малому и среднему бизнесу проще и дешевле обратиться разово к консультанту, у которого будет опыт в их сфере, свежий взгляд на их ситуацию, и который уйдет, когда все реализует.

Наш бизнес уникален, человек со стороны не сможет нам помочь.

Наверно самое частое убеждение. И да, и нет. Я как-то была на заводе по производству сувенирной продукции и процессы, и проблемы были один в один как на заводе по производству промышленного оборудования, где я работала. Разбираться на 100% в специфике вашей отрасли консультант, конечно, не может, но такой и цели нет. Для этого есть специалисты из компании, которые вместе с консультантом ведут проект. Консультант обладает опытом, который он может адаптировать на другие сферы, посмотреть на проблему чуть под другим углом, что зачастую и нужно для изменения критичной ситуации.

Здесь меня немного пугает ChatGPT и весь остальной ИИ, потому что одним промтом «напиши, как эксперт Гарварда» можно получить «экспертную статью» и затесаться в консультанты. Поэтому консультанта надо отбирать, основываясь на каких-то рациональных соображениях — опыт, доверие, рекомендации. Как и в целом все в жизни.

Консультанты наговорят непонятных терминов, напишут непонятные выводы и уйдут.

Не неся ответственность, надо добавить. Не нанимайте таких. Потратьте время на «предпроектный этап». Спросите, каким будет результат работы. Для меня маячок, когда человек начинает просто закидывать терминами — «Мы с вами сделаем диаграмму Ишикавы» или «Я подготовлю SWOT-анализ». Надо понимать, что это все просто методики и они сами по себе вам никакого результата не принесут. Уточните, как консультант будет добиваться поставленного результата. Но для этого на первоначальном этапе должна быть четко сформулированная цель, что вы хотите увидеть в итоге.

Иногда может быть, что цель — просто выговориться о проблемах бизнеса и с кем-то посоветоваться. И это тоже нормальная цель, надо просто ее для себя понять. Собственники и руководители бизнеса часто чувствуют себя одинокими, потому что с сотрудниками не все можно обсудить из-за субординации или профессионального уровня. Домой тоже не все проблемы хочется нести, а устроить с кем-то мозговой штурм хочется.

В этой теме есть еще один нюанс, о котором надо сказать. Консультанты — не волшебники. Они могут подсветить проблемные места, могут драйвить процесс, чтобы он не остановился, могут помочь советом или мнением, но они не смогут выполнить вашу работу за вас и все сами реализовать. Это тоже надо понимать, от вас тоже потребуется активная деятельность.

В заключение хочу провести аналогию, которая мне постоянно приходит на ум. Бизнес-консультанты в какой-то мере как психологи для бизнеса. И отношение к ним точно такое же. Старшему поколению скажи, что ты потратил 4000 на психолога и им станет плохо. Кто-то считает, что и без психологов хорошо живет, хотя все вокруг могут на стенку лезть от его поведения. Кто-то читает книжки и медленно, но верно сам идет к результату. Кто-то встречает инфоцыган вместо специалистов и рассказывает потом, что психологи — шарлатаны.

А кто-то обращается и доволен, кто за разовой консультацией, кто-то делает курс и выходит изменившимся, более устойчивым и спокойным человеком. Это не must do и не «ни в коем случае», это — для каждого свой выбор.

Если вас интересует тема повышения операционной эффективности бизнеса, подписывайтесь на мой Телеграм-канал.

Александра Гостева

55
22
Начать дискуссию