Что нужно знать начинающим предпринимателям

Многие люди, вдохновленные чужим успехом, мечтают о бизнесе. Кому не нравится история о том, как Стив Джобс бросил институт и основал Apple? Свое дело, свобода действий, подчиненные, довольные клиенты, доход, в несколько раз превышающий среднюю зарплату, — звучит отлично, не правда ли? Но не все видят обратную сторону бизнеса: она скрыта за красивой оберткой.

Буквальный перевод с английского startup (startup company) — стартующая компания, то есть компания с коротким периодом деятельности, направленной на получение прибыли. У каждого бизнес-идеолога свой взгляд на стартап, а у инвесторов — свои критерии оценки потенциала. Сколько людей, столько и мнений. Но есть несомненная истина: создание бизнеса — это марафон, а не спринт.

Чтобы построить успешную компанию, потребуется как минимум 10 лет

В среднем предпринимателю потребуется 8-10 лет, чтобы стартап начал приносить хорошую прибыль. Тогда крупные компании могут заинтересоваться его покупкой. Начинающий предприниматель должен четко понимать, что придется усердно работать над проектом на протяжении долгого времени. Если ему нужен быстрый результат — лучше не тратить время и деньги.

Считается, чтобы преуспеть, люди должны фокусироваться только на трех сферах жизни. И предполагается, что бизнес в числе приоритетов. Поэтому нужно быть готовым, что жизненный распорядок изменится и от чего-то придется отказаться. Нужны высокая мотивация и увлеченность, чтобы противостоять трудностям, которыми полон путь предпринимателя. Необходимая черта для владельца бизнеса — способность морально справляться с нестабильностью и адаптироваться к переменчивому рынку.

Еще нужно понимать, что сначала доходы молодой компании будут скромными, если вообще будет прибыль. Многие стартапы выходят в плюс только через 4 года. Поэтому предприниматель должен иметь достаточно сбережений для личных нужд, чтобы продержаться первое время.

Иногда гениальной идеи мало

Идея — основа любой компании. В идеале начинающий предприниматель должен определить важную проблему, которая беспокоит потенциального клиента. А затем предложить уникальное решение этой проблемы.

Лучше, если в выбранной области стартапер будет экспертом: это увеличит шансы на успех. Также следует найти бизнес-наставника, который научился тонкостям предпринимательства на своих ошибках и готов поделиться опытом.

Как бы начинающий предприниматель ни был увлечен или даже «влюблен» в свое дело, он должен думать о прибыли. Ни один бизнес не сможет выжить, если он не ориентирован зарабатывать. Поэтому, прежде чем вложить деньги, время и силы, нужно убедиться, что идея жизнеспособна. Для этого стоит провести маркетинговое исследование и оценить потенциал проекта.

Сила в знании

Чтобы удержаться на рынке и развиваться, нужно владеть информацией. Нужны четкие показатели, позволяющие анализировать и оценивать текущую ситуацию. Предприниматель готов к рискам и экспериментам, но, как правило, располагает ограниченным маркетинговым бюджетом. Умение собирать и интерпретировать данные рынка — необходимость для стартапера. Иначе без помощи профессиональных маркетологов не обойтись.

Конечно, можно довериться специалистам, если позволяет бюджет. Но без базовых навыков добиться успеха будет сложнее. Три ключевых области знаний для владельца бизнеса:

  • Бухгалтерия — чтобы управлять затратами, просчитывать прибыльность, контролировать движение средств.
  • Теория бизнеса — книги не дадут ответы на все вопросы, которые возникают на практике, но без основы не обойтись.
  • Опыт продаж — чтобы понимать, как продавать свой продукт, как показать его сильные стороны и продвигаться в верном направлении.

Информация бывает разной. Начинающий предприниматель будет получать много советов от доброжелателей и скептиков. Конечно, у него свое видение того, как лучше реализовать идею. Но не стоит отмахиваться от всех замечаний: с помощью конструктивной критики можно добиться лучшего результата. Порой стоит прислушаться и переосмыслить ситуацию.

Информация о реальном положении компании нужна, чтобы ставить правильные ориентиры — краткосрочные цели. Но не стоит забывать о долгосрочных перспективах: нужно понимать, к чему стремиться и в каком направлении развивать компанию. Близорукость может быть фатальна для стартапа. Как и ненадежная команда.

Один за всех и все за одного

Как бы начинающий предприниматель ни старался, ему не справиться в одиночку. Первые сотрудники могут определить будущее компании — задать тон корпоративной культуре и увеличить шансы на успех.

При подборе персонала многие совершают ошибку: отдают предпочтение личным качествам, а не компетентности. Быть «на одной волне» может быть приятнее, но подчиненные — это не друзья. В компании у них есть конкретное предназначение — качественно выполнять свою работу. Поэтому нанимать стоит специалистов высокого класса, даже если они дороже. В долгосрочной перспективе это выгоднее.

Многие считают, что при запуске проекта рано создавать устав компании и устанавливать правила. Но сформировать правильную корпоративную культуру с самого начала очень важно. Ключевые принципы и ценности, такие как честность, порядочность, инициативность — это стандарт качества бизнеса. Без высокого командного духа и коллективного единства стартап не достигнет высот. Компания — это не только услуга или продукт. Это, в первую очередь, люди, которые его делают.

Всё начинается с команды. Поэтому важно, чтобы первые подчиненные разделяли идею, верили в проект. Начинающий предприниматель должен «обратить» их в религию своего дела. Тогда каждый сотрудник будет заботиться о результате, а не только о своей зарплате. Для этого потребуются сильные лидерские качества и харизма.

Владелец бизнеса берет на себя все риски и ответственность. Но при этом он должен быть готов разделить успех вместе со своей командой. Поддерживать инициативность, выслушивать идеи и предложения, не отмахиваться от критики — вот как можно построить стабильную компанию с преданными людьми.

Стальные нервы и упрямство

Если человек не готов рисковать — ему лучше остаться наемным сотрудником и сохранить свое время, деньги и нервы. Потому что любой бизнес — хаос и игра.

Около половины стартапов работают всего 3 года, а дальше закрываются. Рано или поздно случается неудача. Масштаб бывает разный: негативный отзыв от клиента, увольнение ключевого сотрудника, отказ потенциального партнера, ошибочная оценка рынка и провал нового продукта. Могут возникнуть разные ситуации. С некоторыми из них надо просто смириться и двигаться дальше.

Самый важный урок: ошибки неизбежны. У каждого предпринимателя есть своя история неудач. Но успешных отличает то, что каждый раз они поднимались с колен и пробовали снова.

Что нужно знать начинающим предпринимателям
19
28 комментариев