Можно ли выучить английский с помощью учебников?
Короткий ответ — нет. Ниже расскажем, почему
Это горячо обсуждаемая тема, на которую я наталкиваюсь почти ежедневно. В наше время уже никому не нужно напоминать о важности изучения английского языка, однако как изучать его «правильно» — это совсем другой вопрос.
Когда преподаешь английский в Москве или в других регионах России, тебе на глаза попадается огромное количество «учебников английского» от разных издательств — Cambridge Assessment, Oxford University Press, MacMillan, а также их российских вариантов, вроде Starlight. Эти учебники сами по себе не дешевые, а еще в дополнение нужно приобретать CD, DVD-диски, рабочие тетради и т.д., а это может встать в копеечку для экономного ученика.
Однако учебники почти всегда незаслуженно обделяют вниманием такое явление, как пунктуация, а оно, на мой взгляд, является базисным элементом английского языка. Среди других нежелательных последствий использования таких учебников — привычка учеников «заучивать» ответы и развитие синдрома «заполнения рабочей тетради». Это существенно тормозит когнитивные способности учеников, и проблема с возрастом только усугубляется, проявляя себя в разговорной части и при логических рассуждениях (эти аспекты считаются существенно важными в различных тестированиях, вроде GCSE, A Levels, ЕГЭ, TOEFL, IELTS и т.д.)
Посмотрим, в свою очередь, на методику преподавания, известную как «Английский как родной» (ENL). Она ориентирована на учебную программу британских школ и в ней почти никогда не используются учебники. Каждый урок составляется индивидуально и точно так же индивидуально преподается. Преподаватель стимулирует учащихся к самостоятельному мышлению и лишь помогает двигаться в верном направлении.
Так когда же стоит и не стоит использовать учебники? Рассмотрим все достоинства и недостатки описанных методов.
Преимущества учебников:
- Проще выработать «структурированное знание» языка.
- Чувство завершенности при выполнении заданий в рабочей тетради.
- Подтверждение уровня английского (теоретически).
- Развитие навыка чтения.
- Учителям легче преподавать, поскольку приходится прилагать меньше усилий. Издатель поставляет в комплекте «пособие для учителя», которое можно использовать для распечатки материалов и упрощения процесса преподавания.
- Учеба дается легче.
Недостатки учебников:
- Не развивается «самостоятельное и независимое» мышление.
- Ученик выполняет задание и получает ложное чувство достижения.
Не всем подходит стандартизированная программа.
- Обычно используются устаревшие материалы.
- Пунктуации зачастую не уделяется внимание.
- Нет независимого оценивания.
- Структура учебника не обязательно соответствует стандартам современного английского языка.
Что немаловажно — они дорогие.
Когда стоит использовать учебник:
- В раннем детстве, когда важно зрительное представление языка. Дети быстро запоминают картинки в виду превосходной фотографической памяти.
- При необходимости в дополнительной, но ограниченной помощи в изучении языка.
- При изучении специализированного английского, например, для бизнеса, медицины и т.п., поскольку в таких случаях главная тема разбивается на несколько подтем, в которых приводится соответствующая лексика.
- При подготовке к экзаменам по английскому, но лишь для изучения формата, а не для заучивания ответов!
Ответ прост. Вспомните себя ребенком. Как вы изучали свой родной язык, в вашем случае русский? Разве учитель использовал множество учебников? Мне думается, что нет. Единственный способ изучить английский, как родной, это делать следующее:
Взять пособие по базовой грамматике (базовой!), в котором приводятся значения частей речи, а также правила грамматики и пунктуации.
- Подобрать современный и актуальный материал в онлайн или офлайн источниках и выделить в нем ас��екты из пункта 1 выше и ознакомиться со строением предложений. Если вам 10 лет, используйте книгу детских рассказов из британской школьной программы. Выделите в ней элементы английского языка.
- Придумайте и запишите примеры предложений минимум по 50 раз каждое. Повторение — мать учения. Единственный способ заставить мозг выучить что-то — это повторять пройденное.
- Установите приложение Sounds Right от Британского совета и изучайте, как произносятся звуки в разных слогах. Это важно, поскольку в дальнейшем вы столкнетесь с английскими словами, которые строятся на основе звучания, а не на теоретических правилах.
- Наконец, прописывайте каждое новое слово по 50 раз, чтобы запомнить его. Не используйте Гугл Переводчик, если не знаете слово. Лучше приглядитесь к его графической форме, и постарайтесь понять смысл.
Это основа моего метода преподавания для учеников в возрасте от 5 до 50 лет. Разницы в возрасте нет, поскольку, так или иначе, принцип работы нашего мозга не меняется. Стоит помнить, что повторение — мать учения. Не зубрите учебники и не заучивайте материал. Попытайтесь понять логику языка. Этому вас учебники не научат, это можно приобрести лишь в процессе проб и ошибок. Только делая ошибки, вы научитесь их избегать.
Настоящая статья была переведена с английского языка.