Мои 7 рабочих схем принятия решений (окончание)
Привет! В первой части статьи я начал рассказывать, как заурядные, но доведенные до автоматизма схемы мышления, облегчают жизнь и помогают быстрее и эффективнее справляться с жизненными задачами, не только в быту, но особенно в бизнесе. Продолжаю дальше делиться своим опытом.
Схема 3. От «думаю» к «делаю».
Планировать, думать, мечтать и ставить цели – необходимо. Но очень важно не утонуть в одних лишь мыслях, так и не приступив к их реализации. Между «делать» и «думать» нужно держать баланс. Мыслями – планировать, но находить время и на выполнение запланированное.
Важно держать фокус и отвечать себе честно на вопрос «где я сейчас» — делаю или думаю? Рассмотреть это можно, нарисовав график, который поможет определить, в какой стадии вы сейчас находитесь. Если обнаружится, что думаете вы гораздо больше, чем делаете – пора переходить на более продуктивные методы. Устройте мозговой штурм, сформируйте идеи и план их выполнения, а потом остановите поток генерации гениальных идей и начинайте работать над реализацией – делать, а не думать.
Схема 4. Делегируй, распределяй, управляй.
Адекватная оценка компетентности позволяет определить необходимый уровень контроля – и на работе, и дома. Секрет здесь один – отключение эмоций и подключение трезвой аналитики. Например, вы верите в своего ребенка, но объективно должны понимать, что, когда он чистит картошку, нужно это контролировать, иначе он может пораниться. То же самое на работе: новичку контроль нужен, а при работе с опытным сотрудником можно потратить свое время на что-то другое.
В жизни невозможно контролировать все – более того, это совершенно не нужно. Не перегружайте себя лишним контролем – научитесь адекватно оценивать возможности других, чтобы сделать свою жизнь проще.
Схема 5. От страха до скуки: всегда повышай планку.
Когда мы беремся за что-то новое, наше отношение к этому постепенно меняется по одной и той же схеме: мы движемся от стадии страха (потому что новое всегда пугает) до стадии скуки (когда навык освоен или цель достигнута, заниматься этим делом уже становится скучно).
Конечно же, между страхом и скукой мы проходим массу других этапов — обычно это интерес и компетентность. Какое-то время вы радуетесь, что у вас получается, но потом это превращается в однообразную рутину и вызывает скуку. Справиться с этим можно: как только чувствуете, что стало слишком легко — повышайте планку. Новый уровень, новые задачи, новый навык.
Схема 6. Списки: не занудство, а классика.
Списки проясняют всё — систематизация и структурирование мыслей помогает решить любые вопросы в нашей голове. Без списков эти вопросы засоряют мысли, мешая сконцентрироваться на важном. К вопросам, которые решают списки, можно отнести что угодно: «куда я расходую деньги?», «зачем я пришел в магазин?», «почему я ничего не успеваю?» «почему я стою на месте?» Этих вопросов просто не будет, если пользоваться списками — расходов, покупок, дел. Темы списков зависят от ваших задач в любой жизненной области.
Схема 7. Маленькие победы – большие достижения.
Есть такая штука — «синдром самозванца»: когда человек не может принять и признать достижение, как достигнутое благодаря своим усилиям и талантам. Кажется, что просто повезло, или конкуренты оказались слабее, или просто удачно сложились обстоятельства. В результате, после определенной победы мы чувствуем вину — а должны чувствовать радость и гордость.
Седьмая схема нам в помощь — рисуем график от цели до победы, отмечая на нем конкретные этапы и шаги, которые помогли пройти этот путь. И, конечно же – хвалим себя за каждый выполненный шаг, я бы даже сказал, не хвалим, а перехваливаем! Пусть мозг запомнит удовольствие и радость от заслуженной победы, даже если путь к цели был тернистым. Эти эмоции дадут мощнейший толчок к покорению новой вершины и к достижению следующей, более амбициозной цели.
Утешительные выводы.
Пока на этом все, но как вы сами понимаете, все наше мышление состоит из шаблонов, которые мы когда усвоили и не замечая для себя, начали использовать. Вопрос в том, чтобы продуктивных привычек было как можно больше, нежели слабостей характера, и даже, если последние присутствуют, а они точно есть у каждого, неуклонно работать над выработкой эффективных навыков.
А как пройти путь изменений от неосознанной некомпетентности, через ��сознанную некомпетентность, затем осознанную компетентность и закончить неосознанной компетентностью, речь пойдет в следующей статье. Всем высокого КПД!