Пять лет — пять пивотов. Как мы пережили разработку своего продукта для геймификации обучения
Это не история успеха. Скорее — история, которая дала много опыта и породила десятки крутых проектов в edtech. Спойлер: в конце полноценного продукта так и не получилось.
Мы в Center-Game с 2012 года делаем game-based learning: деловые игры и бизнес-симуляторы. А в 2018-м зашли на территорию онлайн-обучения. Хотелось сделать корпобучение увлекательным хотя бы на уровне опыта пользователя в LMS и использовать для этого подходы из видеоигр.
Расскажу, почему на это потребовалось 5 лет, как менялся наш подход и продукт, и что из этого в итоге вышло.
2018 год. Делаем кастомные проекты: долго, дорого, сложно
Всё началось тандемом с Teachbase. У них была одна из лучших LMS на российском рынке, а мы делали для неё игровую оболочку. Получались уникальные проекты с 3–4 модулями геймификации.
- Карта курса. Центральный и самый кастомный элемент, в ней разворачивается игровой мир. Она помогает увидеть весь путь обучения и контрольные точки, через метафору — донести ценность.
- Награды. Поощрения за образовательные достижения: процент прохождения, регулярность, место в рейтинге.
- Рейтинг. Мотивация для тех, кто любит соревноваться с коллегами. Учишься → получаешь баллы → поднимаешься в рейтинге → получаешь привилегии.
Каждый проект мы делали с нуля, на разработку уходило много ресурсов дизайнеров, сценаристов и разработчиков. Так появились проекты с Инвитро и одной трейдинговой компанией.
Плюсы такого подхода
✅ Каждый проект уникальный: с разными дизайнами карт, сюжетами, функционалом.
✅ История больше вовлекает, когда сделана специально под внутрянку компании.
✅ Карта наглядно показывает пользовательский путь и втягивает пользователя в свою историю.
Минусы
❌ Каждый проект уникальный: долгий и дорогой. Иногда это проблема и для нас, и для клиентов.
❌ Система обучения могла состоять из трёх интеграций: платформы клиента, LMS Teachbase и нашего портала с геймификацией.
2019 год. Унифицируем некоторые решения, всё ещё делаем кастомные проекты: ещё сложнее и дороже
Чтобы упростить производство, провели исследование, чтобы унифицировать функционал под запросы ЦА. Мы поняли, что людям важно видеть разные параметры своего пути в обучении: прогресс, полученные баллы и награды, обновления обучения. В играх и сервисах эту функцию выполняют дашборды — мы тоже сделали центром системы дашборд с 6 модулями:
- карта
- личный и командный рейтинг
- награды
- шкала прогресса
- обновления и уведомления
- быстрый переход к текущему курсу
Состав дашборда по блокам подбирается под конкретный проект и задачи заказчика. Дизайн, нарратив, карты, стилистика остаются кастомными. Примеры: Сбер Университет, НПФ «Эволюция» и Преактум
Плюсы
✅ Каждый проект всё ещё уникальный, но более простой в техническом исполнении — не нужно делать всё с нуля.
✅ Дашборд хорошо работает для решения задач клиентов.
Минусы
❌ На кастомизацию дизайна, карт и стилистики всё ещё уходит много ресурсов, проекты получаются дорогими.
❌ Мы всё ещё проектная студия со всеми вытекающими проблемами.
2020. Делаем первую версию продукта и… лажаем
Хотим полностью уйти от проектного подхода в продуктовый, сделать решение «из коробки»: купил, настроил дашборд, запустил. При этом хотим сохранить нарративный подход — чтобы обучение рассказывало историю через дизайн и системные диалоговые окна.
Нужно было решить, какую историю будет рассказывать продукт. Было три варианта:
- Космос. Экспедиция по изучению новой солнечной системы, метафора обучения как покорения планет.
- Путешествие. Поиск сокровищ по карте — в духе пиратов и игр Uncharted. Метафора обучения как приключения, а его результатов — как сокровища.
- Абстракция. Визуальный нарратив без конкретных образов и сюжетов: сборка паззла, строительство башни из фигур и т. п.
👉Тут мы облажались. Провели исследование на маленькой выборке лояльных клиентов и только с мудбордами, которые передают настроение и общую картину. Делать даже черновые дизайны и прототипы не стали. По итогам исследования победил вариант космоса, для которого сделали дизайн и сюжет.
Параллельно разработали ИТ-часть для простой настройки продукта.
Ошибку поняли, когда пошли в продажи. Космическая тема оказалась вообще не универсальным решением: 7/10 компаний сразу говорили, что такое оформление не вяжется ни с их контентом, ни с корпоративным стилем, ни с культурой.
✅ Сделали функциональную основу продукта, придумали, как быстро настраивать и разворачивать ИТ-часть у клиента.
❌ Универсального продукта не получилось.
2021. Готовимся ко второй версии продукта и всё замораживаем
Мы поняли, что нарратив должен быть не сюжетным: нужно строить его на универсальных визуальных образах. Решили начать с нуля и собрали три идеи:
- Восхождение в гору. Пользователь поднимается в гору, а курсы — это контрольные точки на его пути. В конце — главное Знание.
- Сеть знаний. Большое знание собирается по кусочкам, пользователь связывает разные блоки знаний в большую сеть.
- Опять космос. Потому что нужна контрольная группа, а ещё нельзя просто взять и перестать наступать на эти грабли 🙂
Потенциально каждый дизайн планируем делать гибким: чтобы настраивать цветовую схему под компанию-заказчика.
Мы подготовили новое исследование, сделали для него лендинг, разработали прототипы для прохождения и… заморозили продукт на уровне компании.
✅ Придумали гибкие нарративы, которые легко кастомизировать без участия ИТ: на уровне цветовой схемы, количества точек на карте, дизайна наград.
❌ Встаёт вопрос, а то ли мы вообще делаем?
2021. Пересобираемся, делаем MVP и наконец запускаем его в работу
Перед нами возникла разработческая развилка. С одной стороны, мы думали дорабатывать варианты нарратива для универсального решения. С другой, у нас появляются запросы на образовательные платформы с простой LMS, но без дополнительных интеграций.
Мы решили «на коленке» сделать MVP — свою LMS — и вокруг неё постепенно наращивать модули геймификации. За полгода сделали главный функцонал:
- Плеер курсов. Интуитивно понятный интерфейс, в котором участники проходят обучение с мобильных и десктопных устройств.
- Конструктор курсов. Курсы собираются из презентаций, видео и дополнительных материалов любых видов. Ещё их можно объединить в большие программы и назначить разным группам сотрудников.
- Конструктор тестов. С одним, несколькими и развёрнутыми ответами.
- Статистика. Минимальный набор данных, чтобы модератор мог оценить, как участники проходят обучение.
- Конструктор сертификатов. Можно выбрать подложку и шрифт, а остальные данные подставятся автоматически.
Этот вариант продукта мы запустили под названием LERA.
✅ Полностью автономный продукт, команда работает только над улучшениями.
❌ Пока в продукте нет полной геймификации, но мы планируем постепенно внедрить все модули, которые делали раньше.
2022. Интегрируем нашу LMS в другие кастомные проекты
К нам обратился Российский Красный Крест, чтобы мы разработали цифровую академию. Для неё нужна была простая LMS — и мы предложили интегрировать свою. Взяли весь функционал и адаптировали его под дизайн Красного Креста.
Получилась вин-вин ситуация: у пользователей был понятный интерфейс, у Красного Креста — простая админка, а мы использовали свою разработку и сэкономили ресурсы.
История закольцевалась. Мы начинали с кастомных проектов и хотели сделать универсальный продукт, а когда сделали продукт — стали использовать его в кастомных проектах. Бывает и так.
✅ Научились переиспользовать готовые решения в кастомных проектах.
✅ Таким образом даём дополнительную ценность клиентам.
2024. Делаем переиспользуемые модули для кастомных проектов
Сегодня мы всё ещё проектная студия, у нас нет ни одного полноценного «коробочного» продукта. Зато мы научились переиспользовать отдельные разработки в разных проектах: конструктор диагностик — для тестирований и оценок, диалоговый тренажёр — для интерактивных квестов, динамичный айфрейм — для интерактивных трансляций и вебинаров.
Про это ещё тоже когда-нибудь расскажу.
Чему может научить такая история продуктовой разработки
- Исследования — всему голова. Если пренебрегать ими или делать на скорую руку, есть риск сделать продукт, который никому не нужен.
- Сразу делать продукт целиком — тоже нормально, но долго, дорого и не факт, что взлетит. Если есть сомнения, лучше начать с MVP и наращивать вокруг него доп. функционал.
- Не всегда выбор стоит между продуктами и проектами. Можно совмещать и даже использовать продукты в проектах. Так — тоже нормально.
Делитесь своим опытом продуктовой разработки и задавайте вопросы в комментариях
Что такое 'пивоты'?
пивот — это изменение направления деятельности компании, проекта или продукта