Как крупной компании создать чат-бот для техподдержки, чтобы он работал не только в мечтах
Зачем делать корпоративный чат-бот, какие задачи ему делегировать и сколько ресурсов потребуется для разработки. Своим опытом делится производитель топливных карт для бизнеса — компания ППР.
В любой компании есть отдел, который никогда не радуется, что клиентов становится больше. Это служба поддержки. Так и у нас в ППР: в какой-то момент call-центр перестал справляться с потоком звонков. Компания оказалась перед выбором: расширять штат операторов и тратить на это огромные деньги или вложиться в чат-бот. Мы решили пойти по второму пути.
Поначалу казалось, что в этом нет ничего сложного, ведь боты уже освоили многие и все шишки набили до нас. Реальность оказалась другой, и на каждом этапе разработки возникали проблемы. Мы решили собрать весь опыт и поделиться с теми, кто только планирует внедрять чат-бот.
План действий
В первую очередь мы составили пошаговый план: что предстоит сделать. Выглядел он так:
- Понять, какие вопросы можно переложить на бот.
- Понять, кому поручить создание бота.
- Определиться, где будет «жить» бот.
- Спроектировать взаимодействие бота с пользователем.
- Разработать бот.
- Убедить аудиторию пользоваться ботом и давать обратную связь.
- Отслеживать, довольны ли пользователи качеством ответов бота.
- Отслеживать ошибки в работе бота, чтобы исправлять их.
- Дообучать бота.
Теперь обо всем по порядку.
Понять, какие вопросы можно переложить на бот
Когда клиенты звонят на горячую линию, оператор заполняет специальную форму с информацией об обращении. Именно эти формы мы анализировали, чтобы понять, какие вопросы задают люди и какие ответы можно переложить на бот. 90% вопросов оказались простыми и рутинными. Условно мы разделили их на две категории:
Информационные запросы. Это вопросы в духе «Какой у меня лимит на карте?», «Где ближайшая АЗС, на которой можно заправиться по моей карте?».
Проблемы. Чаще всего это совсем простые запросы вроде «Я потерял карту, как ее заблокировать, чтобы кто-то другой не воспользовался?» или «Я забыл ПИН-код от карты, что делать?».
На эти вопросы ответы всегда одинаковые. Оператор смотрит скрипт и проговаривает одни и те же фразы. Или, как в случае с ближайшей АЗС, смотрит информацию по карте и озвучивает клиенту.
Оставшиеся 10% вопросов — сложные проблемы вроде такой: «На заправке мне залили не тот бензин, что делать?». Здесь шаблонным ответом не обойтись, нужно разбираться детально.
В итоге мы решили так:
Если ответ на вопрос всегда один и тот же или его можно быстро найти на карте / в профиле клиента, такой вопрос должен обрабатывать бот.
Понять, кому поручить создание бота
Параллельно с анализом вопросов клиентов мы подбирали людей для разработки бота. От идеи воспользоваться услугами подрядчиков пришлось отказаться сразу: против этого выступили юристы и служба безопасности компании. Дело в том, что подрядчики получили бы доступ к персональным данным клиентов и информации об их счетах и картах.
Если чат-бот должен работать с данными клиентов, это создает дополнительные юридические сложности. Приходится продумывать безопасность персональных данных даже на уровне привлечения подрядчика.
В итоге к созданию бота привлекли сотрудников компании.
Определиться, где будет «жить» бот
Мы решили сперва запустить чат-бот в мессенджерах и только потом интегрировать в мобильное приложение и личный кабинет ППР. При выборе мессенджеров ориентировались на предпочтения наших пользователей: выяснили, что 90% клиентов предпочитают WhatsApp, — с него и начали. Менее приоритетными оказались Telegram и Viber — там бот появился позже.
Чтобы клиенты пользовались ботом, запускайте его в тех сервисах, которые популярны у вашей целевой аудитории. Сейчас на пике популярности — мессенджеры.
Спроектировать взаимодействие бота с пользователем
Подключение к боту. Чтобы начать диалог с ботом в первый раз, пользователи авторизуются по номеру топливной карты ППР. Им не нужно запрашивать дополнительные данные для доступа к боту у руководителя автопарка компании.
Когда водители обращаются за помощью, информация им нужна срочно. Простая авторизация в таких условиях — гарантия того, что получить доступ к боту получится быстро.
Навигация. Схема навигации чат-бота — почти такая же, как в голосовом меню (это когда вы звоните в компанию, и робот просит вас нажать определенные кнопки для связи с нужным отделом). Сначала пользователь выбирает категорию, к которой относится его вопрос. У бота есть такие категории:
В некоторых категориях есть дополнительные подкатегории. Например, так реализована категория «АЗС»:
Дополнительное деление на подкатегории помогает снизить количество ошибок в работе бота. Система может точнее определить, что нужно пользователю, и выдать правильный ответ.
Команды и произвольные запросы. Бот сразу отправляет пользователю список команд, которые лучше всего «понимает». Но это нравится не всем: люди хотят быстрее получить ответ, а не действовать по указке робота. Поэтому мы обучили бот распознавать произвольные фразы и по ключевым словам понимать намерения пользователя.
Чем больше произвольных фраз распознает бот, тем точнее его ответы. Важно, чтобы бот понимал ключевые слова:
- в контексте произвольных предложений;
- в разных словоформах;
- написанные с ошибками, опечатками;
- написанные слитно, без пробелов;
- синонимы ключевых слов.
Бот распознает запросы с опечатками и присылает релевантные ответы
Помощь пользователю. Мы понимали, что ботом будут пользоваться люди, которые привыкли звонить в поддержку и следовать инструкциям оператора. Чтобы им было проще разобраться с ботом, мы добавили в него раздел «Помощь».
Подключение консультанта к чату. Если клиенту сложно разобраться в инструкциях бота или нужно задать дополнительные вопросы, он может вызвать в чат живого оператора. Для этого есть команда «Консультант».
Также бот может вызвать оператора в чат автоматически — если не распознает команды пользователя.
Разработать бота
Ключевыми шагами в процессе разработки были:
- Разработка коннекторов для API используемых мессенджеров.
- Описание и реализация логики работы с движком AI (artificial intelligence, искусственного интеллекта).
- Реализация логики работы с live-чатом для возможности online-общения с операторами.
- Интеграция бота с внутренними сервисами компании: биллинговой системой, CRM — чтобы автоматически предоставлять клиентам информацию о продукте.
Убедить аудиторию пользоваться ботом
Разработать бот недостаточно, нужно убедить людей пользоваться им. Это сложно, когда аудитория — консервативные водители. Чтобы преодолеть их нежелание пользоваться техническими новинками, мы действовали в двух направлениях:
Уведомили руководителей. Мы контактируем с компаниями-клиентами через их руководителей автопарков. У руководителей есть личные кабинеты ППР, где они отслеживают информацию по картам водителей. В первую очередь мы разослали уведомления о новом чат-боте в личные кабинеты руководителей и попросили их рассказать о боте своим подчиненным. Это логично: менеджеры сами заинтересованы в том, чтобы водители без проблем пользовались картами и получали информационную поддержку.
Придумали, как донести информацию до самих водителей. Компания ППР контактирует с водителями, только когда они звонят в call-центр. Мы решили использовать этот канал связи для продвижения бота: изменили скрипты работы операторов. Когда водитель звонил с простой проблемой, оператор сообщал ему, что теперь такие вопросы тот может задавать боту и получать ответы моментально, без ожидания на линии.
Отслеживать, довольны ли пользователи к��чеством ответов бота
Люди будут пользоваться ботом, только если он решает их проблемы. Поэтому важно постоянно отслеживать эффективность его работы. Чтобы понять, справляется ли бот со своими задачами и где его нужно дорабатывать, сразу после запуска мы начали собирать обратную связь.
Изначально, когда водитель завершал сессию общения с ботом, ему приходило сообщение с просьбой оценить консультацию по шкале от 1 до 5. Вскоре мы отказались от этого подхода, так как выяснилось, что такая оценка довольно субъективна. Сейчас бот просто задает клиенту вопрос: была ли решена его проблема. Если клиент говорит «Нет», ему перезванивает оператор — чтобы помочь разобраться с проблемой и заодно получить обратную связь о консультации бота.
Отслеживать ошибки в работе бота, чтобы исправлять их
Поначалу бот плохо распознавал сложные фразы пользователей и выдавал нерелевантные ответы. Еще в первое время возникали проблемы с доставкой сообщений в чатах. Все это мы выявляли с помощью логирования — записей данных о работе программы, которые активно вели для выявления потенциальных проблем.
Логирование — всегда универсальный и эффективный способ отладить работу продукта.
Дообучать бот
Сразу после запуска мы дообучали бот распознавать сложные фразы пользователя. Человек, который занимался этим, добавлял новые обучающие фразы — выборки, соответствующие определенному намерению пользователя.
Например, в намерение «Узнать лимит по карте» можно добавить обучающую фразу «Я хотел бы уточнить свой лимит». Это всего один пример, а на самом деле на каждое намерение очень много обучающих фраз. Чем их больше, тем больше вариаций запроса распознает бот.
Распознавание сложных фраз — не единственная цель дообучения бота. В компании появляются новые бизнес-требования, меняются запущенные продукты и появляются новые. Все изменения нужно как можно быстрее учитывать в логике работы бота, а значит, дорабатывать его и добавлять новые функции. Процесс не заканчивается никогда. Это нужно понимать и выделять на дообучение бота ресурсы — человеческие и финансовые.
Первые результаты внедрения бота
Снизили время ожидания ответа. Раньше водители ждали ответа оператора по телефону по несколько минут. С ростом количества звонков время ожидания могло увеличиваться. Сейчас бот отвечает моментально. Если нужно, сотрудник приходит в чат через 2–5 минут после запроса.
Поручаем операторам call-центра только сложные и интересные задачи. Пока большую часть рутинных вопросов обрабатывает бот, сотрудники разбирают только сложные ситуации клиентов.
Советы компаниям, которые решили внедрить чат-бот
- Анализируйте потребности своих пользователей и делайте бот, основываясь на четких данных.
- Просчитывайте все затраты времени и денег заранее и будьте готовы к тому, что процесс разработки и внедрения окажется сложнее, чем вы думаете.
- Выделяйте ресурсы на переобучение как клиентов, так и сотрудников компании — тех же операторов call-центра.
- Скорее всего, сотрудники call-центра будут думать, что бот всех заменит и они потеряют работу. Задача компании — донести до сотрудников, что бот — не угроза для них, а помощник, который избавит от рутинных задач.
- Не думайте, что бот — это панацея и с его появлением можно, например, вообще отказаться от call-центра. У клиентов всегда будут возникать вопросы, на которые сможет ответить только оператор.