Как крупной компании создать чат-бот для техподдержки, чтобы он работал не только в мечтах

Зачем делать корпоративный чат-бот, какие задачи ему делегировать и сколько ресурсов потребуется для разработки. Своим опытом делится производитель топливных карт для бизнеса — компания ППР.

В любой компании есть отдел, который никогда не радуется, что клиентов становится больше. Это служба поддержки. Так и у нас в ППР: в какой-то момент call-центр перестал справляться с потоком звонков. Компания оказалась перед выбором: расширять штат операторов и тратить на это огромные деньги или вложиться в чат-бот. Мы решили пойти по второму пути.

Поначалу казалось, что в этом нет ничего сложного, ведь боты уже освоили многие и все шишки набили до нас. Реальность оказалась другой, и на каждом этапе разработки возникали проблемы. Мы решили собрать весь опыт и поделиться с теми, кто только планирует внедрять чат-бот.

План действий

В первую очередь мы составили пошаговый план: что предстоит сделать. Выглядел он так:

  1. Понять, какие вопросы можно переложить на бот.
  2. Понять, кому поручить создание бота.
  3. Определиться, где будет «жить» бот.
  4. Спроектировать взаимодействие бота с пользователем.
  5. Разработать бот.
  6. Убедить аудиторию пользоваться ботом и давать обратную связь.
  7. Отслеживать, довольны ли пользователи качеством ответов бота.
  8. Отслеживать ошибки в работе бота, чтобы исправлять их.
  9. Дообучать бота.

Теперь обо всем по порядку.

Понять, какие вопросы можно переложить на бот

Когда клиенты звонят на горячую линию, оператор заполняет специальную форму с информацией об обращении. Именно эти формы мы анализировали, чтобы понять, какие вопросы задают люди и какие ответы можно переложить на бот. 90% вопросов оказались простыми и рутинными. Условно мы разделили их на две категории:

Информационные запросы. Это вопросы в духе «Какой у меня лимит на карте?», «Где ближайшая АЗС, на которой можно заправиться по моей карте?».

Проблемы. Чаще всего это совсем простые запросы вроде «Я потерял карту, как ее заблокировать, чтобы кто-то другой не воспользовался?» или «Я забыл ПИН-код от карты, что делать?».

На эти вопросы ответы всегда одинаковые. Оператор смотрит скрипт и проговаривает одни и те же фразы. Или, как в случае с ближайшей АЗС, смотрит информацию по карте и озвучивает клиенту.

Оставшиеся 10% вопросов — сложные проблемы вроде такой: «На заправке мне залили не тот бензин, что делать?». Здесь шаблонным ответом не обойтись, нужно разбираться детально.

В итоге мы решили так:

Если ответ на вопрос всегда один и тот же или его можно быстро найти на карте / в профиле клиента, такой вопрос должен обрабатывать бот.

Теперь такие вопросы решает бот и операторам call-центра не нужно ежедневно повторять клиентам однотипные инструкции
Теперь такие вопросы решает бот и операторам call-центра не нужно ежедневно повторять клиентам однотипные инструкции

Понять, кому поручить создание бота

Параллельно с анализом вопросов клиентов мы подбирали людей для разработки бота. От идеи воспользоваться услугами подрядчиков пришлось отказаться сразу: против этого выступили юристы и служба безопасности компании. Дело в том, что подрядчики получили бы доступ к персональным данным клиентов и информации об их счетах и картах.

Если чат-бот должен работать с данными клиентов, это создает дополнительные юридические сложности. Приходится продумывать безопасность персональных данных даже на уровне привлечения подрядчика.

В итоге к созданию бота привлекли сотрудников компании.

Определиться, где будет «жить» бот

Мы решили сперва запустить чат-бот в мессенджерах и только потом интегрировать в мобильное приложение и личный кабинет ППР. При выборе мессенджеров ориентировались на предпочтения наших пользователей: выяснили, что 90% клиентов предпочитают WhatsApp, — с него и начали. Менее приоритетными оказались Telegram и Viber — там бот появился позже.

Чтобы клиенты пользовались ботом, запускайте его в тех сервисах, которые популярны у вашей целевой аудитории. Сейчас на пике популярности — мессенджеры.

Спроектировать взаимодействие бота с пользователем

Подключение к боту. Чтобы начать диалог с ботом в первый раз, пользователи авторизуются по номеру топливной карты ППР. Им не нужно запрашивать дополнительные данные для доступа к боту у руководителя автопарка компании.

Когда водители обращаются за помощью, информация им нужна срочно. Простая авторизация в таких условиях — гарантия того, что получить доступ к боту получится быстро.

Навигация. Схема навигации чат-бота — почти такая же, как в голосовом меню (это когда вы звоните в компанию, и робот просит вас нажать определенные кнопки для связи с нужным отделом). Сначала пользователь выбирает категорию, к которой относится его вопрос. У бота есть такие категории:

Как крупной компании создать чат-бот для техподдержки, чтобы он работал не только в мечтах

В некоторых категориях есть дополнительные подкатегории. Например, так реализована категория «АЗС»:

Как крупной компании создать чат-бот для техподдержки, чтобы он работал не только в мечтах

Дополнительное деление на подкатегории помогает снизить количество ошибок в работе бота. Система может точнее определить, что нужно пользователю, и выдать правильный ответ.

Команды и произвольные запросы. Бот сразу отправляет пользователю список команд, которые лучше всего «понимает». Но это нравится не всем: люди хотят быстрее получить ответ, а не действовать по указке робота. Поэтому мы обучили бот распознавать произвольные фразы и по ключевым словам понимать намерения пользователя.

Чем больше произвольных фраз распознает бот, тем точнее его ответы. Важно, чтобы бот понимал ключевые слова:

  • в контексте произвольных предложений;
  • в разных словоформах;
  • написанные с ошибками, опечатками;
  • написанные слитно, без пробелов;
  • синонимы ключевых слов.
<p>Бот распознает запросы с опечатками и присылает релевантные ответы</p>

Бот распознает запросы с опечатками и присылает релевантные ответы

Помощь пользователю. Мы понимали, что ботом будут пользоваться люди, которые привыкли звонить в поддержку и следовать инструкциям оператора. Чтобы им было проще разобраться с ботом, мы добавили в него раздел «Помощь».

Когда пользователь заходит в раздел «Помощь», он получает краткое описание команд для бота и базовые инструкции
Когда пользователь заходит в раздел «Помощь», он получает краткое описание команд для бота и базовые инструкции

Подключение консультанта к чату. Если клиенту сложно разобраться в инструкциях бота или нужно задать дополнительные вопросы, он может вызвать в чат живого оператора. Для этого есть команда «Консультант».

Также бот может вызвать оператора в чат автоматически — если не распознает команды пользователя.

Пользователь ввел две ошибочные команды подряд, бот не смог их распознать и подключил к чату оператора
Пользователь ввел две ошибочные команды подряд, бот не смог их распознать и подключил к чату оператора

Разработать бота

Ключевыми шагами в процессе разработки были:

  1. Разработка коннекторов для API используемых мессенджеров.
  2. Описание и реализация логики работы с движком AI (artificial intelligence, искусственного интеллекта).
  3. Реализация логики работы с live-чатом для возможности online-общения с операторами.
  4. Интеграция бота с внутренними сервисами компании: биллинговой системой, CRM — чтобы автоматически предоставлять клиентам информацию о продукте.

Убедить аудиторию пользоваться ботом

Разработать бот недостаточно, нужно убедить людей пользоваться им. Это сложно, когда аудитория — консервативные водители. Чтобы преодолеть их нежелание пользоваться техническими новинками, мы действовали в двух направлениях:

Уведомили руководителей. Мы контактируем с компаниями-клиентами через их руководителей автопарков. У руководителей есть личные кабинеты ППР, где они отслеживают информацию по картам водителей. В первую очередь мы разослали уведомления о новом чат-боте в личные кабинеты руководителей и попросили их рассказать о боте своим подчиненным. Это логично: менеджеры сами заинтересованы в том, чтобы водители без проблем пользовались картами и получали информационную поддержку.

Так выглядело уведомление для руководителей
Так выглядело уведомление для руководителей

Придумали, как донести информацию до самих водителей. Компания ППР контактирует с водителями, только когда они звонят в call-центр. Мы решили использовать этот канал связи для продвижения бота: изменили скрипты работы операторов. Когда водитель звонил с простой проблемой, оператор сообщал ему, что теперь такие вопросы тот может задавать боту и получать ответы моментально, без ожидания на линии.

Отслеживать, довольны ли пользователи к��чеством ответов бота

Люди будут пользоваться ботом, только если он решает их проблемы. Поэтому важно постоянно отслеживать эффективность его работы. Чтобы понять, справляется ли бот со своими задачами и где его нужно дорабатывать, сразу после запуска мы начали собирать обратную связь.

Изначально, когда водитель завершал сессию общения с ботом, ему приходило сообщение с просьбой оценить консультацию по шкале от 1 до 5. Вскоре мы отказались от этого подхода, так как выяснилось, что такая оценка довольно субъективна. Сейчас бот просто задает клиенту вопрос: была ли решена его проблема. Если клиент говорит «Нет», ему перезванивает оператор — чтобы помочь разобраться с проблемой и заодно получить обратную связь о консультации бота.

Отслеживать ошибки в работе бота, чтобы исправлять их

Поначалу бот плохо распознавал сложные фразы пользователей и выдавал нерелевантные ответы. Еще в первое время возникали проблемы с доставкой сообщений в чатах. Все это мы выявляли с помощью логирования — записей данных о работе программы, которые активно вели для выявления потенциальных проблем.

Логирование — всегда универсальный и эффективный способ отладить работу продукта.

Дообучать бот

Сразу после запуска мы дообучали бот распознавать сложные фразы пользователя. Человек, который занимался этим, добавлял новые обучающие фразы — выборки, соответствующие определенному намерению пользователя.

Например, в намерение «Узнать лимит по карте» можно добавить обучающую фразу «Я хотел бы уточнить свой лимит». Это всего один пример, а на самом деле на каждое намерение очень много обучающих фраз. Чем их больше, тем больше вариаций запроса распознает бот.

Распознавание сложных фраз — не единственная цель дообучения бота. В компании появляются новые бизнес-требования, меняются запущенные продукты и появляются новые. Все изменения нужно как можно быстрее учитывать в логике работы бота, а значит, дорабатывать его и добавлять новые функции. Процесс не заканчивается никогда. Это нужно понимать и выделять на дообучение бота ресурсы — человеческие и финансовые.

Первые результаты внедрения бота

Снизили время ожидания ответа. Раньше водители ждали ответа оператора по телефону по несколько минут. С ростом количества звонков время ожидания могло увеличиваться. Сейчас бот отвечает моментально. Если нужно, сотрудник приходит в чат через 2–5 минут после запроса.

Поручаем операторам call-центра только сложные и интересные задачи. Пока большую часть рутинных вопросов обрабатывает бот, сотрудники разбирают только сложные ситуации клиентов.

Советы компаниям, которые решили внедрить чат-бот

  1. Анализируйте потребности своих пользователей и делайте бот, основываясь на четких данных.
  2. Просчитывайте все затраты времени и денег заранее и будьте готовы к тому, что процесс разработки и внедрения окажется сложнее, чем вы думаете.
  3. Выделяйте ресурсы на переобучение как клиентов, так и сотрудников компании — тех же операторов call-центра.
  4. Скорее всего, сотрудники call-центра будут думать, что бот всех заменит и они потеряют работу. Задача компании — донести до сотрудников, что бот — не угроза для них, а помощник, который избавит от рутинных задач.
  5. Не думайте, что бот — это панацея и с его появлением можно, например, вообще отказаться от call-центра. У клиентов всегда будут возникать вопросы, на которые сможет ответить только оператор.
20
16 комментариев