Почему дети не делают домашние задания сами, и как им вернуть их ответственность?

Часто в современных семьях родители сталкиваются с тем, что дети не хотят выполнять домашние задания. Распространенное мнение на этот счет, что ребенок «ленивый и избалованный», решил «опозорить» их семью. В чем же на самом деле проблема родителей и как ее можно решить - поделюсь своим опытом.

В конце вас ждет интересный тест.

Внучке задали поделку сделать
Внучке задали поделку сделать

Расскажу одну реальную историю.

Осень. Выходной день. Выехали на природу. Красивый в разноцветных листьях лес. Прекрасная погода. Бабье лето.

Дети играют. Взрослые, объединившись в группки, заняты своими делами.

Несколько человек, в том числе и я, прогуливаемся по лесу, общаемся. Одна из наших собеседниц отделилась и усердно стала собирать листья, шишки, веточки.

- Детство вспомнила. Гербарий собираешь? – с улыбкой пошутили мы.

Ответ для нас оказался неожиданным.

- Нет. Внучке задание задали – поделку надо сделать.

- А внучка где?

- С ребятами играет. Ей не до поделки. Вернемся домой поздно, а завтра сдать надо.

Наши убеждения, что внучке нужно об этом самой позаботиться, стоит ей лишь напомнить, не сработали.

Позже я работала с этой женщиной. Оказалось, что ее дочь плохо училась в школе, была лишена родительских прав за асоциальное поведение. Бабушка взяла опекунство над внучкой. Она чувствовала вину за недостойное воспитание дочери, за недостаточно, по ее мнению, уделенное ей время и внимание. И сейчас старалась восполнить этот недостаток в отношениях с внучкой. Чтобы девочка не пошла по пути матери, бабушка была готова пойти на все, включая выполнение домашних заданий вместо нее.

Работа со мной, как с психологом, помогла женщине избавиться от чувства вины, скорректировать свое поведение, выстроить здоровые отношения с внучкой и разграничить ответственность, в вопросе выполнения домашних заданий в том числе.

Что побуждает родителей выполнять домашнюю работу за детей:

Я хочу, чтобы ты...
Я хочу, чтобы ты...

Ребенка часто обвиняют во всех смертных грехах, объясняя нежелание учиться и неуспеваемость его ленью, эгоизмом, ужасным воспитанием (забывая, кто же его воспитывал), связями с плохой компанией и другими причинами вплоть до слабоумия! На самом же деле, нежелание ребенка реже всего связано со всеми вышеперечисленными проблемами.

Приведенный пример показывает одну из причин, почему родители берут на себя ответственность выполнять домашние задания за детей.

Работая с подобными ситуациями, я увидела несколько причин.

✓ Мечты родителей входят в противоречие с личностными особенностями детей. Они хотят осуществить свои неудавшиеся планы через детей, поэтому вталкивают их в свое представление об их жизни. «Я хочу, чтобы ты…»

✓ Надежды на то, чтобы мальчики или девочки не повторили ту жизнь, из которой родители выкарабкались сами, подталкивают детей к достижениям. «Я сделаю все, чтобы мой сын или моя дочь не столкнулись с тем, что мне пришлось пройти»

✓ Соблазн судить о собственной родительской компетентности в соответствии с тем, какие достижения имеют дети.

«Что обо мне подумают, какой я родитель, если мой ребенок не лучший в классе, спортивной секции или творческом кружке».

Встает вопрос: что ожидают родители: осуществление своей цели

«Я хочу, чтобы ты …» или победы ребенка «Ты хочешь…, я могу…»?

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.»

Библия. Евангелие от Матфея 7:1-2
Ты хочешь..., я могу...
Ты хочешь..., я могу...

Человека принимают или не принимают в обществе не потому, в каких условиях он рос, а потому, как он относится к жизни.

Не каждый ребенок станет яркой или выдающейся личностью. Важнее учатся ли дети вообще чему-нибудь, а не их принадлежность к десятке лучших учеников. Каждому родителю следует учитывать:

* Относится ли ваш ребенок добросовестно к заданиям?

* Учится ли он терпению и осознает ли ценность труда?

* Учится ли он мыслить и размышлять и стремится ли творчески использовать те дары и таланты, которыми наделен?

* Можно ли его назвать заботливым и чутким товарищем?

Ответы на эти вопросы намного важнее, чем колонки оценок в табеле. Посмотрите на способности своего ребенка, на его уровень трудолюбия, посвящения, трудовую этику и его жизнь вообще, а затем на этом основании оцените важность его оценок.

Разграничьте ответственность.

Дети, для которых добросовестная учеба относится к зоне их ответственности, сами берутся за выполнение домашних заданий. Если ответственность не выполняется, они сталкиваются с реальными последствиями своего выбора. Не нужно напоминать ему об уроках 10 раз, и тем более выполнять уроки за него. Ответственность определяется границами.

Проверьте себя.

Тест «Чью ответственность я несу»

Выберите высказывания, которые больше подходят к вашим привычным переживаниям в отношениях с другими людьми.

1. Я стараюсь исправить другого человека

2. Я проявляю эмпатию (сопереживаю, понимаю чувства другого)

3. Я ограждаю и защищаю

4. Я спасаю

5. Я ободряю и вселяю мужество

6. Я делюсь своими чувствами

7. Я контролирую

8. Я противостою

9. Я проявляю чуткость и деликатность

10. Я вовлекаюсь в чужие чувства

11. Я слышу

12. Я не слышу

13. Я стараюсь относиться к другому человеку как к равному

14. Мне важно найти решение решений и подготовить ответы

15. Я хочу понять мысли и чувства партнера

16. Я озабочен собственной правотой

17. Я проявляю уважение к личности

18. Я стараюсь принять отличия от моей позиции

19. Мне важно понять, в чем смысл

20. Я обращаю внимание на детали и подробности

21. Мне важен результат человека

22. Для меня важно, какое я произвожу впечатление

23. Я надеюсь, что человек оправдает мои ожидания

24. Я могу отпустить человека, положившись на Бога

25. Я спокоен и чувствую свободу

26. Я тревожусь и беспокоюсь

27. Я чувствую усталость и боязнь

28. Я осознаю, кто я есть и собственную значимость

29. Я чувствую обязанность

Ответы:

Я несу чужую ответственность: 1,3,4,7,10,12,14,16, 20,22,23,26,27,29

Я несу выполняю свою ответственность:

2,5,6,8,9,11,13,15,17,18,19,21,24,25,28

Не превращайте свой дом в филиал вечерней школы, чтобы подтолкнуть детей к вершинам успеха. Подготовьте все необходимое для учебы. Устройте ему рабочее место. Установите точное ограниченное время на выполнение домашнего задания.

Используйте правило 10:

класс Х 10= количество минут,

которые следует запланировать.

Вместо огромных усилий, направленных на «достижение результатов», помогите им сблизиться с вами, родителями.

Вопрос о том, как повлиять, чтобы дети выполняли домашние задания, связан с восполнением жизненно важных эмоциональных потребностей человека в разумных ограничениях и реалистичных ожиданиях. Эти и другие потребности я подробно раскрываю на курсах для родителей «Не раздражайте своих детей» и "Ребенок с характером"

Если вам актуальны вопросы воспитания и отношения с детьми или нужна консультация, можно связаться со мной @Helenecoache

Мой телеграмм канал “Елена Шевелева. В кругу семьи” https://t.me/famelytime.

11
2 комментария

ой, нет, я за то, чтобы дети сами делали все. я и сама с удовольствием (чаще нет) делала домашку, зная, что это моя ответственность и мне потом эти двойки исправлять

Ответить

Спасибо за Ваш комментарий. Простите, не знаю как к Вам обратиться лично. Я тоже именно за это. И за то, чтобы больше было такого отношения и у родителей и у детей. У меня и мыслей в детстве не было, что кроме меня уроки кто-то может делать. А сегодня нередко сталкиваюсь с обратной реакцией.

1
Ответить