Как использовать цикл Колба при создании онлайн-курсов?
Процесс обучения в профессиональной среде сложный, и на результат влияют множество факторов. Стили обучения и стратегии обучения оказывают существенное влияние на эффективность и качество обучения в независимости от того, знаем ли мы об этих концепциях или нет. Поэтому лучше иметь представление о них, чтобы вы могли сознательно использовать эту информацию для построения эффективного онлайн-обучения.
План статьи:
- Что такое стили обучения
- Существующие модели обучения
- Описание модели Д.Колба
- Использование модели Колба для создания онлайн-обучения
- Практические упражнения на разных циклах обучения
Задача этой статьи не рассказать о модели Колба (уверены, что очень много уже написано), а показать какие упраженения можно использовать на разных стадиях обучения в онлайн. Поэтому, тем кто знаком с теорией, рекомендуем сразу переходить ко второй части статьи.
Итак, начнем с определений.
Хорошее определения стилей и стратегий обучения, как нам кажется, дает Cambridge University Press.
Стили обучения — это привычные модели восприятия, обработки или реакции на информацию. Стратегии обучения — это конкретные действия и/или методы, которые человек использует для обучения.
Можно также сказать, что стиль обучения — это предпочтительный режим, с помощью которого людям нравиться обучатся, решать проблемы, думать или просто реагировать в ситуации обучения.
Какие существуют модели обучения?
Можно перечислить теории Бенджамина Блума, Роберта Ганье, Фила Рейс и две, пожалуй, наиболее известные модели – это модель Дэвида Колба и модель Питера Хани и Алана Мамфорда.
Модель Колба
Теория экспериментального обучения Колба работает на двух уровнях: четырехступенчатый цикл обучения и четыре отдельных стиля обучения. Большая часть теории Колба касается внутренних когнитивных процессов учащегося.
Дэвид Колб описал процесс обучения взрослых, который состоит из четырех этапов:
- Конкретный опыт (КО)
- Мыслительные наблюдения (МН)
- Абстрактная концептуализация (АК)
- Активное экспериментирование (АЭ)
Соединение двух предпочитаемых этапов описывает четыре стиля обучения людей, о которые следует проанализировать в отдельной статье. Здесь же мы ограничимся их перечислением:
- Конвергенция (АК/АЭ)
- Дивегренция (отстранение) (КО/МН)
- Аккомодация (приспособление) (КО/АЭ)
- Ассимиляция (АК/МН)
Что можно использовать из модели Колба при построении онлайн-курсов?
Мы опредили несколько важных составляющих:
- Обязательна должна присутствовать практическая часть.
- В идеальном варианте онлайн-обучение должно начинаться с опыта или воспроизведения ситуации из реальной жизни. В обычных (офлайн) тренингах обучение начинается часто с групповых упражнений, где участники должны реализовать некий свой опыт для решения определенных бизнес-задач. Часто ситуации рассматриваются сложные, чтобы участники тренинга включились в процесс обучения. То есть тренинг начинается с личного опыта и дальше переходит к теории, упражнениям, анализу. Для онлайн-обучения включение опыта, как фазы обучения, можно сделать через симуляцию жизненной ситуации или вопросов, которые обращены к нужному опыту.
- Чередование фаз обучения: опыт – наблюдения – концептуализация – экспериментирование. Как бы не просто звучало это утверждение, но на практике встречаются курсы, которые не используют практические упражнения или построены таким образом, что сначала люди изучают теорию и потом уже выполняют практические упражнения.
Какие упражениня можно использовать на разных стадиях обучения в онлайн-обучении?
Фаза обучения — Конкретный опыт.
В модели Колба нельзя учиться, просто наблюдая или читая о ней. Чтобы эффективно учиться, человек, команда или организация должна переживать опыт или обучаться через опыт.
Упражнения в онлайн-обучении
- Предложение вспомнить свою реальную, практическую деятельность
- Групповые задачи на примерах из практики
- Индивидуальное решение бизнес-задач
- Групповые обсуждения сложных вопросов с вовлечением участников
- Ролевые фразы и ролевые игры
Фаза обучения. Мыслительные наблюдения.
На этой стадии анализируется, что было сделано правильно и что можно было бы сделать лучше. Здесь задается много вопросов, которые обсуждаются членами команды в режиме интенсивного общения.
Упражнения в онлайн-обучении
- Призыв к участникам поделиться наблюдением
- Предложение поделиться мнением о примененных технологиях и их эффективности
- Анализ ситуации, анализ своего поведения
- Обратная связь другим участникам
Фаза обучения. Абстрактная концептуализация.
На этом этапе теория должна объяснить закономерности происходящего и как можно улучшить процессы за счет определенных технологий, моделей и идей.
Упражнения в онлайн-обучении
- Рассказ теории
- Приведение фактов
- Объяснение моделей и алгоритмов поведения
Фаза обучения. Активное экспериментирование.
На заключительном этапе обучения происходит обдумывание и применение полученных знаний на практике, пересмотр решения бизнес-задач в контексте новой информации.
- Применение технологий в моделировании реальных ситуаций
- Ролевые и деловые игры
- Решение проблем, case-study
- Создание сценариев, презентаций, алгоритмов
При проведении упражнений в онлайн-обучении надо также учитывать готовность группы к обучению и уровень сопротивления участников. Цикл Колба является руководством к действию, но не догмой. Поэтому важно сказать, что фазы обучения можно менять местами, подстраиваясь под состояние группы.
Рекомендуем почитать статью Николая Рысёва «Как вести бизнес-тренинги онлайн».