Как запустить новый проект: 7 ключевых шагов для стартапа

У меня есть идея, но что делать дальше? Привет, я Наташа – проджект в маркетинге, а в свободное время работаю со стартапами. Я уже успела поработать в 3 стартапах на разных позициях с 3 разными командами, поэтому сделала некоторые выводы, которыми хочу поделиться с вами.

В этой статье разбираю 7 шагов, которые кажутся мне важными при запуске стартапа и нового проекта.

ШАГ 1 – Понять почему ниша пустая или почему мало конкурентов

3 самые популярные причины почему так может быть:

Первая причина – отсутствие конкурентов связано с какими-то внешними событиями, например уход зарубежных сервисов с рынка РФ. В таком случае действовать нужно быстро, чтобы успеть занять нишу и дать рынку решение одним из первых

Вторая причина – ЦА решает свою проблему каким-то другим способом и этот способ ее устраивает. В таком случае может случиться так, что у рынка не будет спроса на ваш продукт

Третья причина – новая технология, которая еще малоизвестна на рынке и/или нет понятного алгоритма как этот продукт сделать (проще говоря инновация)

📌Если у вас инновационный продукт, то рекомендую обратить внимание на теорию диффузии инноваций и теорию пропасти. О них подробнее рассказывала здесь

Вам нужно понять, с какими причинами связано отсутствие предложений или маленькое кол-во конкурентов, от этого будет зависеть стратегия работы над вашей идеей, либо может последовать отказ от реализации (и это тоже окей).

Также, если вы видите, что конкурентов много, то это тоже нельзя оставлять без внимания. Если конкурентов много, то первые вопросы, которые надо себе задать: есть ли в моем решении что-то принципиально новое? Смогу ли я выбиться в рынок со своими ресурсами при большом кол-ве конкурентов?

ШАГ 2 – Оценить объем рынка и сегментировать аудиторию

Чтобы оценить объем рынка, нужно понять, кому планируем продавать продукт, выделить целевую аудиторию. И, при выделении ЦА, двигаться от широкой аудитории к доступной и сегментированной.

Далее нам нужно поработать с каждым сегментом (выделить характеристики, изучить формат мышления, принятия решений и т.д.). Мы это делаем, чтобы определить приоритетный сегмент и понять, как в дальнейшем мы сможем расширять аудиторию продукта. На приоритетный сегмент ориентируемся в первую очередь!

ШАГ 3 – Качественный анализ сегментов рынка

Без кастдевов здесь никак. Ключевой вопрос который вы должны задать себе перед кастдевом – что мы хотим выяснить? Какая у нас цель проведения кастдева?

Например, цели могут быть такие:

  • понять, а предполагаемая наша ЦА вообще в курсе технологии, которую мы хотим им предложить?
  • какие функции в продукте непонятны ЦА?
  • испытывает ли ЦА какие-то боли относительно существующих решений? и т.д.

И второй важный момент – это гипотезы, которые нужно подтвердить или опровергнуть.

Стартаперы и их команды часто впадают в когнитивное искажение, что всем все понятно и они делают очень нужный продукт, но это не всегда так, поэтому любые гипотезы нужно “об кого-то” проверять.

Вообще про кастдевы можно говорить часами, поэтому собрала схему с примерами и рекомендациями в Miro, чтобы точно ничего не упустить, забирай ссылку. (Если с Miro проблемы, то можно забрать PDF)

ШАГ 4 – Определить минимальную версию продукта

Нам нужно понять, с чего начать продукт. Обычно при формировании идеи есть какое-то глобально видение, но нам важно начать выходить в рынок, чтобы проверять гипотезы и получать обратную связь уже в рынке.

Здесь нужно провести декомпозицию: от большого сложного продукта к минимальной версии. Разложить продукт на этапы. В первый этап включаем минимальное кол-во функций, необходимых для выпуска продукта.

Что учитываем при формировании минимальной версии:

  • Какую функцию мы хотим закрыть?
  • Какие ресурсы у нас сейчас есть на производство?
  • Какой результат мы хотим получить от запуска минимальной версии?
  • Как мы будем определять успешность?

ШАГ 5 – Провести партнерскую сессию

Если вы работаете не один, то это вам надо. Даже если вы работаете с парнем/девушкой, женой/мужем, лучшими друзьями – тогда это в двойне важный пункт.

У вас все идет хорошо, и вы можете договориться до первого серьезного разногласия, которое может быть даже не связано конкретно с этим стартапом / бизнесом

Вам может казаться, что вы в любом случае сможете договориться (и возможно, действительно сможете), но обсудив все “на берегу” и зафиксировав договоренности, вам будет сильно проще выходить из кризисных ситуаций без обид друг на друга.

Прикрепляю ссылку на файл с вопросами для партнерской сессии

Как работать: пусть каждый из партнеров ответит в индивидуальном порядке на вопросы, далее вы сверитесь и зафиксируете формулировку, с которой все участники сессии будут согласны. Обращайте внимания на формулировки ответов, это важно в том числе для сверки базовых ценностей

ШАГ 6 – Назначить регулярные встречи

Звучит это правило банально, но многие стартапы не могут сдвинуться с места, потому что постоянно отменяют, переносят встречи из-за усталости, проблем в других проектах и т.д.

Как правило, когда запускаются стартапы, то у людей есть еще какая-то основаная работа или другие проекты, поэтому вам нужно зафиксировать дни для регулярных встреч и стараться их не пропускать и не отменять. Так работа будет продвигаться.

Что важно на встречах:

  • формировать повестку, иначе можно всю встречу что-то обсуждать, но не обсудить ничего важного
  • фиксировать задачи, ответственных, договоренности и дедлайны
  • начинать каждую встречу с обсуждения задача, которые были назначены на прошлой встрече
  • заканчивать встречу фиксацией новых задач и актуализацией статусов

ШАГ 7 – Быть готовым к тому, что первоначальная идея может глобально измениться в процессе работы

Чем больше вы начинаете погружаться в идею и в рынок, тем больше данных для вас открывается. Появляются новые гипотезы и идеи.

Важно: вообще все идеи, которые приходят в процессе работы, фиксировать – лучше даже создать банк идей и фиксировать туда все, даже то, что кажется бредовым. И переодически устраивать мозговой штурм по идеям.

И помните, если возникает мысль: «не буду сейчас идею записывать, такое я точно не забуду» – процентов 90, что все-таки забудете. И лучше определить какое-то одно место для фиксации и при возникновении идеи сразу идти туда.

Это пункты, которые я выделяю как важные на старте работ над проектом. Считаю, что они точно увеличивают шансы на выживаемость. Удачи в ваших начинаниях!

Больше информации про управление проектами, командами и работу с клиентами в Telegram-канале "Разумный менеджмент"

22
Начать дискуссию