Побочный бизнес. Штуки которые приносят мне минимум 10 млн. прибыли каждый год.
Делал отчет по финансам за последние несколько лет и увидел что как минимум 10 млн.рублей в год, мне приносили дополнительные бизнесы которые создавались чисто на интересе.
Меня зовут Вик Довнар, я основатель Hooglink.Agency (200 млн. рекламный бюджет в управлении, 149-ое место в рейтинге рунета) и соучредитель Avito Lite Lab.
Сегодня поговорим про побочный бизнес, расскажу как организовываю его я и подсвечу как можете организовать его вы. Если хотите обсудить тему с другими предпринимателями, заходите в мой телеграм-канал. Там всегда дебаты, дискуссии и много практики.
Сразу хочу сказать, “побочный бизнес” очень актуальная тема в кризисные времена. Держать все яйца в одной корзине опасно. Есть вероятность в период застоя сидеть без прибыли долгий период.
****
3 года назад, 50% продаж Hooglink.Agency давали журналы vc, habr, pikabu. Конечно весомая часть моего фокуса была на этих площадках. Силами агентства (и моими личными силами), мы публиковали по 3 статьи в неделю в каждом из этих журналов.
Сегодня много всего изменилось, и агентство выросло и площадки подумерли. Сейчас vc.ru - это не более 5% продаж Hooglink.Agency.
Но тогда я подумал, если это работает у нас, то почему бы не сделать из этого бизнес?
То, есть по факту мы не собирались делать из этого бизнес, мы просто взяли то, что работало у нас и начали это монетизировать.
Тоже случилось и со стариной Джеффом Безосом, который строил дата центры и серверные фермы для того чтобы сайт Amazon.com работал быстро и без перебоев. Но, это вылилось в самое прибыльное направление Amazon которое долгое время приносило чистой прибыли больше чем сам маркетплейс.
Я знаю Digital-агентства по таргетингу в телеграм или вконтакте, которым партнерка с другими бизнесами (когда они передают клиентов агентствам по SEO, контексту или разработке), выгоднее чем их основной бизнес.
Поэтому первое, о чем я задумываюсь перед тем как запустить доп.направление, а что у нас внутри агентства уже получается хорошо? Что мы могли бы монетизировать? Желательно для той же аудитории.
Вы же знаете эту историю?
В 1900 году компания Мишлен, которая выпускает шины для автомобилей, решила издать “Справочник Мишлен” с рекламой дорог, ресторанов и заправок, ну и конечно с рекламой самих шин.
Справочник должен был стать настольным пособием для автолюбителей. Более того, как думали представители компании “справочник” позволит автовладельцем чаще выезжать и тем самым изнашивать шины. Кто знал как все повернется?
А в 1926-ом году, в справочник добавили ресторанный гид с теми самыми “Мишленовскими” звездами. Справочник стал побочным бизнесом и перевернул ресторанный мир.
Шины "Мишлен" известный бренд для автовладельцев, а "Мишленовские звезды" знает большинство людей на планете. Многие люди думают что это две разные компании, не имеющие к друг другу никакого отношения.
Часто что-то строится как дополнение к основному бизнесу, но превращается в отдельный живой организм.
Побочный бизнес имеет смысл создавать когда нет дополнительных расходов:
Кривенко основатель Вкусс-Вилл в 2023-ем открыл консалтинговый бизнес на тему корпоративной культуры. Фирма называется Beyond taylor. В первый год оборот составил 186 млн. прибыль 57 млн. рублей.
Как это произошло? В начале они эту самую культуру построили в компании Вкусс-вилл. Потом Кривенко написал книгу и выступил на паре подкастов которые стали популярными, далее взял бывшего сотрудника в партнеры и организовал консалтинговый бизнес.
Драйвером компании служит известный бренд Вкусс-Вилл. По факту это монетизация активов бренда, просто иным способом.
Тоже самое у нас было в Avito Lite Lab - мы компания которая ведет магазины на Авито. Если к нам заходит производитель товара и мы делаем с ним крутой результат. То иногда договариваемся, на дилерство по его продукту, то есть работаем по системе дропшиппинга с его товаром.
Создаем еще один аккаунт, сами его развиваем, сами делаем обработку заказа и получаем свою комиссию уже с продаж. Таким образом у нас были довольно успешные магазины кроссовок Nike и австралийских зимних угг.
Это доп.бизнес построенный на основном. Видя всю аналитику по клиенту мы без труда можем перейти на следующий формат работы - дропшиппинг. Он получается выгоднее модели при которой мы просто оказываем услуги.
Как вам создать побочный бизнес?
Я могу поделится лишь тем как это работает у меня и не претендую на истину в последней инстанции.
- Это должно быть просто.
Побочный бизнес для меня, это не еще один бизнес. Это бизнес вытекающий из основного. То, есть делать надо его очень просто добавив 1, 2, 3 простых действия. Таким образом бизнес не съедает много сил и энергии.
Перед тем как запустить “Акселератор агентского бизнеса”, я около полугода потратил на обкатку инструментов для управления агентством, плюс у меня уже были запросы на консультации по этой теме. Была также агентская тусовка. Это все делалось для развития моего основного бизнеса и последующего найма топ-менеджмента.
Чтобы сделать "Акселератор" оставалось просто упаковать все наработки образовательный продукт.
- На нем должен быть фокус какое-то время.
У самого Безоса какое-то время был фокус на техническом обслуживании Амазон. У Кривенко несколько лет был фокус на корпоративной культуре, а у меня на журналах типо vc, habr, пикабу.
Я делаю побочный бизнес на том, на чем у меня какое-то время был фокус, в чем моя компания прокачалась. Так случилось и с Дроппшипингом и с Акселератором.
- Побочный бизнес не должен требовать дополнительных затрат.
Если вы тратите деньги на запуск побочного бизнеса, если у него большой срок окупаемости, я бы еще 10 раз подумал - нужен он такой или нет. Весь смысл запуска “побочки” в том, чтобы не тратить на него деньги, а монетизировать то, что уже есть.
- Если это сработало у вас, может это нужно другим?
Обычно в компании есть несколько ключевых вещей, которые у нее получаются хорошо. Возьмем “Фабрика окон”, старую компанию с миллиардными оборотами. В 10-ых годах ребята реально были крутые в контекстной рекламе, умело монетизируя трафик из Яндекса в своей нише.
Через какое-то время у основателя Артема Агобекова выходит побочный бизнес, рекламное агентство специализирующиеся на контекстной рекламе “Adventum”. Изначально специалисты Adventum это отдел маркетинга и подрядчики “Фабрика окон”. Сейчас топовое агентство на диджитал рынке.
Кстати, в 2024-ом очень частая история, когда ребята достигли хорошего уровня в оптимизации своих магазинов на маркетплейсах и как побочный бизнес создают агентство по продвижению на WB и Ozon или консалтинг.
- В идеале чтобы команда на 50% была уже собрана
После продажи большей части бизнеса в Avito Lite Lab (почитать тут) я думаю, куда бы мне инвестировать деньги полученные от сделки.
Последние пару месяцев я усиленно исследую ниши и бизнес-модели.
А в прошлую пятницу я подумал, почему-бы мне не создать какой-то аналитический продукт. Сделал пост в мой телеграм-канал, на что пришло много сообщений с рекомендациями.
В итоге, я решил сделать недорогую подписку на бизнес-модели + сообщество. Я в любом случае каждую неделю анализирую товары и ниши, так почему бы не делится этим? Большая часть команды уже собрана. Более того помимо меня есть еще один (безумный) инвестор готовый вливать деньги в Российский бизнес.
Кто знает, может в итоге, все обернется венчурный фондом?
****
Надеюсь главный посыл моей статьи был вами понят. Если у вас что-то реально работает и представляет ценность для других людей - смело монетизируйте это. Вам будут благодарны и из этого можно сделать бизнес.