Сколько стоит звезда? Ценообразование выступления артиста – гонорар, райдер и логистика
Люди очень впечатляются размерами гонораров наших звезд. Недавно прошла очередная волна возбуждения. Выяснилось – Шаман получает от 15 миллионов за выступление.
К слову. Ленинград берет от 20 млн. Анна Асти от 8 млн. Баста тоже в диапазоне 5-10 млн. И это я не заикаюсь о прайсах на новогоднюю ночь! Циферки с ноликами можно перечислять бесконечно. Только не они тут интересны.
Интересно бы понять:
— А это вообще много или мало?
На самом деле сам гонорар – это лишь верхушка айсберга. Одна из многих строчек сметы выступления. Есть еще и затраты на логистику, райдер, охрану и многое другое.
Вот что вообще влияет на стоимость выступления?
Перво наперво, гонорар
Он напрямую зависит от популярности артиста.
— Треки висят в чартах и разлетаются на видосы?
— Недавно вышел успешный альбом?
— Артист хорошо работает с медийкой и его лицо на каждом углу?
Все понятно – циферки нас приятно порадуют. Ну или неприятно, если вы – заказчик выступления.
Ну а если артист “протухший” (то есть давно не выпускал ничего интересного) – и цена будет ниже. Или как принято говорить (чтобы не задеть тонкую натуру затухающей звезды) – “демократичный прайс”.
Все ли подчиняются этой логике? Не совсем. Есть еще и, скажу так, “золотые” исполнители. Это такие ребята, которые когда-то были очень популярны, а сейчас уже особо не дергаются.
Тот же Киркоров. Цена за его присутствие на вашем празднике стабильно стартует от 10-12 млн. А в Новый год и все 20.
Пункт номер два – райдер. Бытовой, технический и даже черный…
Что вообще такое райдер?
Если совсем просто, райдер – это набор требований и условий к выступлению.
В бытовой райдер входят условия проживания артиста и команды. Требования к гримерке и тому, что должно в ней находиться – туалет, душ, еда, алкоголь и так далее.
Технический райдер, как не трудно догадаться – это те же требования, только касающиеся технический аспектов мероприятия. Требования к звуковой аппаратуре, свету, спецэффектам.
И что для нас тут самое важное?
А то, что райдер не входит в гонорар артиста. То есть он оплачивается заказчиком отдельно.
Общий принцип ценообразования можно сказать такой же, как и с гонораром. Чем требовательнее артист к себе и качеству шоу – тем круче райдер. И тем он дороже.
Райдер на концерты отличается от райдера на корпоративы (праздники, утренники и прочее). Для концертов он всегда выше. Оно и понятно, ведь концерт – это шоу. А корпроратив – выступление не такого высокого класса.
А еще бывает черный райдер. В нем речь идет о вещах, которые противоречат текущему законодательству. Подробно обсуждать и мусолить эту темы мы не будет. Просто зафиксируем для истории – и такое бывает.
— Можно ли сэкономить на райдере? Простой ответ – да, можно. Только у вас не получится.
Торговаться по райдеру, оптимизировать его – это прерогатива специалиста.
Я в своей работе этим занимаюсь постоянно. Свожу тягу заказчика сэкономить с желанием артиста хорошо выступить к консенсусу. Это маленькая часть моей работа.
Третья часть цены – Логистика
Вот тут уже точно: “Последняя по списку, но не по значению”.
Для тех, кто решил заказать артиста впервые – логистика становится неприятным удивлением.
Затраты на нее так же оплачиваются заказчиком отдельно. Отдельно от гонорара и райдера.
С учетом логистики может оказаться: стоимость мероприятия одного и того же артиста в Москве и, например, на Кипре отличается в 2 раза.
От чего зависит логистика?
Прежде всего от того, где живет и тусуется сам исполнитель и его команда.
И если он близко к вам или даже в одном городе – затраты на логистику будут минимальны. И наоборот, если речь идет о других странах (например офисы релацировавшихся IT-компании), стоимость неплохо подскакивает.
К слову. Заказчик закрывает логистику не только до площадки, а еще и обратную дорогу. Причем не стоит понимать это буквально. Артисты ведь люди подвижные: вылетели из Москвы, выступили в Дубае, дальше ему нужно в Барселону. То есть заказчик оплачивает сначала Москва-Дубай, а потом Дубай-Барселона.
Кого-то из команды нужно будет отправить обратно в Москву, кого-то еще куда-то.
Короче говоря. Логистика это всегда: а) геморно; б) дорого.
И еще пара подробностей.
Вы то думаете артист он один? Как бы не так, зачастую с ним вместе передвигается человек 5-10 обслуги-прислуги. А если вы заказываете целую группу, то вести понадобится человек 10-15.
А еще они очень любят передвигаться бизнес классом. О ценах на который, я уверен, вы прекрасно осведомлены.
К чему я это все?
Не надо охать и ахать, когда видите круглую циферку в гонораре. Потому что: Во первых – это только верхушка айсберга; Во вторых – артисту и его команде тоже надо что-то кушать. Ведь ЗП всех сотрудников платится как раз из гонорара.
У некоторых из вас могли возникнуть закономерные вопросы:
— А как вообще за все это платить?
— Можно ли оплачивать по кускам?
— Какой адекватный размер предоплаты и постоплаты?
— Можно ли торговаться?
Обо всем этом мы обязательно поговорим. В моих будущих статьях.
Некоторые из них уже вот-вот опубликуются в моем телеграм канале. Там вообще много интересного про концерты, корпоративы и прочие шалости, где не обойтись без артистов.
— А кто этих артистов привозит?
— Я привожу артистов.