Как из одного бензовоза появилась компания с 12 направлениями бизнеса и сетью АЗС на 100+ заправок
В 90-е предприниматель из Татарстана купил бензовоз, который конкуренты не раз закидывали кирпичами. К тому же случился дефолт, поэтому покупатели не всегда могли оплачивать топливо. И всё же из ИП с одним бензовозом появилась сеть заправок IRBIS с собственными нефтебазами и лабораториями. Как удалось пробиться в суровые 90-е и выйти на новый уровень — читайте в статье.
Привет! На связи группа компаний IRBIS — мы работаем на рынке нефтепродуктов с 1998 года. В составе организации 12 направлений бизнеса, одно из них — сеть АЗС под брендом IRBIS, которая представлена в 11 регионах России. В статье расскажем о пяти ценностях, которые помогли компании пройти путь от АЗС по франшизе до крупнейшей частной сети, которая сама стала франчайзером.
Ценность 1. Качество
Идея открыть нефтебизнес появилась у Рината Назиповича Гаптельхакова в 90-х. Вот как он сам рассказывает эту историю:
«После окончания энергетического института я работал теплотехником на КМПО. Это было начало 90-х, а вы сами знаете, какие были тогда времена, на одну зарплату не проживешь. Приходилось подрабатывать ремонтом кондиционеров, установкой металлических дверей. Помню, как возил их на стареньком запорожце. И получилось так, что устанавливал дверь знакомому, он и предложил перейти в компанию „Акос“, где работал. Дело было в 1994 году. Предложили возглавить новое бензиновое направление. Я согласился.
Тогда, чтобы заниматься розничной продажей топлива, требовалась лицензия, а выдавал ее в Татарстане единственный монополист — „Татнефтепродукт“. Получить лицензию у них было очень сложно, ведь им не нужны были конкуренты, даже список документов, необходимых для получения лицензии, был тайной за семью печатями. Но мне удалось одному из первых в республике получить этот документ».
В 1998 году Ринат Назипович Гаптельхаков организовал юридическое лицо, собственную фирму, где был единственным сотрудником и директором в одном лице. Тогда же он купил первый бензовоз, который и стал отправной точкой для будущей компании IRBIS. Когда случился дефолт, приходилось работать по бартеру. Один из клиентов оплатил топливо землей, на которой позже построили АЗС.
Основатель вкладывал в развитие бизнеса все заработанные деньги. Благодаря этому компания росла, как и количество бензовозов. Появилась новая проблема — нехватка сотрудников. Шеф начал собирать команду: одни искали клиентов, другие сопровождали транспорт с топливом, третьи вели учет и бухгалтерию.
Совместная работа привела бизнес, который работал по схеме «купи-продай», к открытию первой АЗС на трассе М7. Станция появилась в 2001 году и отличалась от других АЗС того времени. У основателя было понимание, что человек, который находится в пути, как правило, один раз в день заправляется, а каждые 2–3 часа хочет перекусить и отдохнуть. Именно поэтому Ринат Назипович строил первую станцию с большой инфраструктурой и широким перечнем услуг. Постепенно АЗС обрастала отелем, парковкой, магазином, чтобы водители могли не только заправить авто, но и отдохнуть.
Никто не знал, будет ли удачной новая концепция в плане финансов, но шеф верил в нее и повторял своей команде: «Не гонитесь за большими деньгами, работайте честно и качественно». Эти слова стали негласным лозунгом компании.
В 2001-м была открыта первая АЗС под брендом «ТранзитСити». Название было выбрано неслучайно: «ТранзитСити» — это городок для транзитников, где любой человек в пути может закрыть свои потребности и получить необходимый сервис.
С 2003 года компания начала работать по франшизе нефтяной компании. Так проще было выжить среди конкурентов и при этом открывать новые станции. Топливо приходилось возить с разных нефтебаз, поэтому контролировать качество бензина было сложно. Основатель понимал, что без хорошего топлива у бизнеса не будет будущего, а уверенность в качестве бензина зависела от полного контроля его закупки и доставки с НПЗ на АЗС.
У компании уже были бензовозы, но не хватало нефтебазы. Первую купили в 2006 году. Она снабжала быстрорастущую сеть заправочных станций и стала стоянкой для бензовозов. Через два года получилось купить еще три АЗС и нефтебазу на 16 тысяч тонн топлива. Благодаря собственной инфраструктуре компания получила уверенность в том, что топливо на АЗС будет соответствовать высоким стандартам.
Ценность 2. Инновационность
Под франшизами крупных федеральных брендов компания выросла до 13 АЗС к 2013 году. Но нестабильность условий сотрудничества, ограничения возможностей по реализации идей и улучшению бизнеса сковывали развитие. Было принято решение отказаться от франшиз и развивать сеть АЗС под собственным именем.
На создание бренда ушел год, а в название компании был заложен глубокий смысл. Для клиента IRBIS — это полная защита. Попадая на территорию IRBIS, вы всегда будете в безопасности и комфорте. Для конкурентов — завоеватель новых территорий с честной конкуренцией, для партнеров — надежность и выстраивание долгосрочных отношений.
Большие изменения в компании произошли благодаря изучению опыта европейских компаний, развивающих придорожный сервис, и знакомству в Германии с владельцем сети автокомплексов Карлом Хайнцем Шнайдером. Компания переняла многое из опыта Карла Хайнца: изменились генеральные планы заправочных комплексов, для удобства водителей были разграничены легковые и грузовые потоки автомобилей, расширились зоны отдыха и питания, появились дополнительные виды услуг, например, грузовые шиномонтажи, паркинги и т.д. Теперь водители могли купить всё, что понадобится им в дороге: от антифриза и еды до предметов первой необходимости вроде минимального медицинского набора и сменной одежды.
Команда IRBIS посетила не только Германию, но еще и Люксембург и другие страны, где перенимала опыт сотрудников и изучала решения на заправках. Сейчас у IRBIS есть заправки с детскими и спортивными площадками, беседками, где водители и пассажиры могут отдохнуть после дороги. Появились АЗК с душевыми, постирочными и парикмахерскими. Список объектов продолжает расти, по запросам водителей в некоторых регионах на новых станциях появятся молельни.
Ценность 3. Открытость
Любой водитель может оставить предложение по улучшению сервиса на заправке IRBIS или честно рассказать о том, чем остался недоволен. Сеть меняется и улучшается на основе пожеланий клиентов.
Также Ринат Назипович регулярно посещает АЗС IRBIS. Он запросто подсаживается к дальнобойщикам во время обеда, расспрашивает, чего им не хватает на заправках. Водители не всегда понимают, почему человек со стороны задает так много вопросов, и только в конце беседы узнают, что обедали с владельцем компании. После таких бесед у шефа появилось много контактов дальнобойщиков, которые до сих пор могут написать ему свои предложения.
Так у компании появилась собственная кулинария и пищевые цеха, откуда свежие блюда и полуфабрикаты поступают на заправки и придорожные кафе. У компании татарские корни, поэтому клиенты АЗС могут попробовать не только классические, но и национальные блюда: эчпочмаки и традиционный элеш с курицей.
При заключении договоров с подрядчиками сотрудники компании всегда посещают заводы, чтобы убедиться в качестве продуктов и производства. Например, на заправках IRBIS используют профессиональные «суперавтоматические» кофемашины немецкого производителя WMF и швейцарских производителей Thermoplan и Franke. Эти машины работают только на натуральном молоке и лучшем зерне класса Specialty.
Ценность 4. Внимательное отношение к людям
Сеть АЗС IRBIS охватывает клиентов всех возрастов, ведь многие водители путешествуют с семьями. На станциях есть пеленальные комнаты, а для детей постарше — тематические раскраски с талисманом компании, ирбисенком. Также посетители с детьми могут получить 50% скидку на горячий шоколад для ребенка.
Компания участвует в экологических программах. На всех объектах сети пластик, картон и деревянные паллеты собирают и отправляют на переработку. Также на АЗС IRBIS установлены контейнеры для ПЭТ, чтобы водители не возили с собой пустые бутылки из-под напитков и незамерзайки, а пластик не оказался на общей свалке.
IRBIS поддерживает клиентов в осознанном потреблении, на любую заправку можно прийти со своей термокружкой и получить скидку на кофе. На всех станциях установлены бесконтактные смесители. Такое решение не только сокращает расход воды, но и более гигиенично для посетителей.
Ценность 5. Команда
Сегодня IRBIS — это 12 направлений бизнеса, который объединяет более миллиона клиентов, и компания продолжает расти. В конце 2024 года открылась первая АЗС в Москве, а в целом на дорогах страны можно встретить 100+ АЗС бренда. Также компания занимается оптовыми поставками ГСМ, перевозкой нефтепродуктов и бункеровкой судов. У бренда есть собственные лаборатории и нефтебазы, сеть кафе и пищевое производство. Введены топливные карты для юридических лиц, доступен франчайзинг для владельцев заправок.
В компании — более 2800 человек, некоторые работают с первых лет и стали соучредителями бизнеса. Например, один сотрудник начинал охранником передвижной АЗС в 1999 году и дорос до регионального управляющего. Второй прошел путь от оператора до директора транспортной компании. Похожих историй много. В IRBIS ценят людей и поддерживают инициативность.
Мы уверены, что четкая система ценностей и сплоченная команда единомышленников — это основа, которая помогает развивать бизнес даже на таком сложном рынке, как топливный. Благодаря такому подходу можно быть успешными, конкурируя с ВИНК, что само по себе очень сложная задача.
А как вы считаете, какие принципы и ценности важны для успешного развития компании? Пишите в комментариях.