Как стать настоящим лидером? Советы начинающему руководителю. Часть 2

Как стать настоящим лидером? Советы начинающему руководителю. Часть 2

Многие обсуждают тему лидерства, но лишь немногие объясняют, как конкретно применять это на практике. В первой части статьи я рассказал о ценностях компании, самостоятельность сотрудников и обратную связь. Во второй части я поделюсь ещё четырьмя важнейшими шагами на пути к эффективному лидерству, которые принесут реальную пользу вашему бизнесу. В статье мы подробно рассмотрим:

  • Коммуникацию внутри команды
  • Как быть примером для команды
  • В конце тебя ждет один “секрет”

Я — Пётр Таргонский, основатель Systemmatica. Наши клиенты увеличивают выручку, масштабируются и выходят из операционки благодаря систематизации. Мы помогаем наладить все процессы в компании, чтобы каждый этап работы был прозрачным и легко управляемым.

1. Коммуникация внутри команды

Чтобы команда стала более независимой и уверенной в своих действиях, помимо делегирования ответственности и правильной обратной связи крайне важно выстроить эффективную коммуникацию. Это позволит членам команды оперативно и без лишних задержек решать вопросы друг с другом, сводя к минимуму необходимость вмешательства руководителя. Нужно создать устойчивую систему взаимодействия, определить общие цели, установить чёткие правила и нормы общения. На первых этапах процесса руководитель может выступать в роли модератора в случае конфликтных ситуаций, но со временем, когда система наладится, его роль будет сводиться лишь к контролю за её функционированием и соблюдением установленных принципов.

Хорошо, что низкоуровневый контроль вы можете делегировать. Когда всё описано, можно передать эти задачи бизнес-ассистенту, линейному руководителю или сотруднику контроля качества.

Как выстроить коммуникацию внутри команды?

  • Чёткие правила общения и ожидания

Установите основные принципы и правила коммуникации: как, когда и в каком формате необходимо обмениваться информацией. Например, когда стоит использовать электронную почту, а когда — мессенджеры или встречи. Убедитесь, что все понимают, что важно поддерживать открытость и доступность.

  • Понимание ролей и обязанностей

Убедитесь, что каждый член команды чётко понимает свою роль и обязанности. Это поможет избежать недоразумений и конфликтов, а также повысит ответственность за выполнение задач.

  • Управление конфликтами

Разработайте механизмы для конструктивного разрешения конфликтов. Члены команды должны знать, как эффективно разрешать разногласия, и понимать, что конфликты — это естественная часть рабочего процесса, которую можно и нужно решать без напряжения и потери уважения друг к другу.

2. Больше говорите про команду

Как стать настоящим лидером? Советы начинающему руководителю. Часть 2

Еще одна ключевая механика, на которую стоит обратить внимание, заключается в том, как успешные лидеры говорят о своей команде. Это важный аспект их подхода к управлению и мотивации. Интересно, что эту тему подробно рассматривает Джим Коллинз в своей книге «От хорошего к великому», где он делится мыслями о том, как лидеры могут поддерживать и развивать свою команду, формируя правильное отношение к ее членам.

Настоящие лидеры больше говорят об успехах команды, чем про себя, отмечая: "О, какая у нас отличная команда!", "Смотрите, как они молодцы!". А когда случается какой-то промах, они сами берут ответственность: "Я допустил ошибку там-то и там-то". То есть большинство эффективных лидеров — это не напыщенные персоны с буквой "S" на груди и золотой короной, а скромные люди, которые действуют как теневые лидеры. Они создают впечатление, будто команда всё делает сама. Хотя на самом деле без такого лидера всего этого не случилось бы в таком виде и масштабе.

3. Подавайте пример

Важно отметить, тут не про “проделать работу за сотрудников”. Это не только про ответственное отношение к работе, но и личностный рост.

Есть такая традиция, которая у меня была в прошлом бизнесе и есть в текущем – по понедельникам сотрудники рассказывают, кто и что интересного делал на нерабочей неделе. Эта разряжающая практика не требует много времени, но хорошо настраивает на рабочие дела. Потому что по понедельникам люди обычно хмурые. А так вспомнили, как было классно, зарядились и пошли работать.

Интересная закономерность: те, кто не умеет качественно отдыхать, в конечном итоге плохо работают. Если сотрудник приходит на работу и единственное, что он может рассказать о своём отдыхе — это то, что он целый день провёл на диване, смотря сериалы, то вряд ли в понедельник его глаза будут гореть энтузиазмом, и вряд ли он будет продуктивен в течение рабочей недели. Лично я стараюсь проводить время активно: уделяю время семье, занимаюсь спортом. И я передаю эту ценность своим сотрудникам не с помощью лекций, а просто своим примером. Со временем видно, как новые коллеги становятся более активными: они начинают заниматься хобби, спортом, проводят более энергичные вечера. Это не только здорово с точки зрения личной жизни, но и положительно влияет на их продуктивность в целом.

4. Важный лайфхак для лидеров

Как стать настоящим лидером? Советы начинающему руководителю. Часть 2

Важный момент заключается в том, чтобы вы как руководитель были понятны своим сотрудникам и они чётко знали, чего от вас ожидать в разных ситуациях. Когда ваши требования и реакции ясны, им становится намного проще работать более независимо и эффективно, ориентируясь на вашу систему ожиданий и норм. Конечно, это работает при условии, что они сами настроены работать ответственно и качественно. А если среди них есть те, кто саботирует процесс, такая прозрачность и предсказуемость помогают быстрее выявлять такие случаи.

Если статья оказалась полезной — поделитесь ей с коллегами, которым это может пригодиться. Присоединяйтесь к моему Telegram-каналу, где я делюсь полезными материалами по систематизации бизнеса и управлению.

55
11
14 комментариев

Полностью согласен, что выстроенная коммуникация — это основа эффективной команды. Чёткие правила общения и распределение ролей реально уменьшают хаос и конфликты.

1

Согласна со многим. Особенно про создание прозрачной системы коммуникации. Это действительно решает кучу проблем

1

Да. Чаты-триады в своё время маленькую революцию сделали в нашем взаимодействии, когда я только начинал управлять двумя отделами продаж через наших РОПов. Лишний раз не нужно лезть, что-то спрашивать, все всё видят

Тоже считаю, что качественный отдых действительно напрямую влияет на продуктивность. Когда человек умеет отдыхать с пользой для себя, это видно и по его энергии, и по вовлечённости в работу. К тому же личный пример руководителя — это мощный инструмент.

1

Да, а то так и останется из серии «знаю, что полезно, но почему-то не делаю»

Мы прописывали, что емейл — это поставленная задача, а написать что-то в мессенджере равносильно тому, что просто сказать.

Из удобных моментов - в том же Битриксе можно прямо из сообщения сделать задачу.
В Telegram мы иногда тег #задача используем, чтобы проще было отследить и исполнителям и постановщикам какие задачи было и проверить оказались ли они в задачниках