Ты – то, что ты ешь

Новая неделя новый пост, уж больно мне хочется качественно провести тестирование этого канала и посмотреть на результат. Плюс написание постов неплохо дисциплинирует и позволяет не забыть эмоции и мысли, которые превалировали на этой неделе. Получилась немного философско-аналитическая статья, поэтому будет много рассуждений и наблюдений.

Ты – то, что ты ешь

Мое внимание привлекла цитата, авторство которой приписывают Гиппократу:

Ты – то, что ты ешь

© Гиппократ

В эпоху когда создание контента, во многом благодаря использованию различный языковых моделей, на мой взгляд находится уже где-то близко к верхней трети гистерезиса, контента (текст, аудио и видео) становиться все больше, а порог входа для новых авторов снижается.

Поясню на примере, раньше на создание статьи или аналитического материала автору требовалось несколько часов, а иногда и дней или даже недель, если учесть время на подготовку материалов, сбор и анализ источников информации и тд. Я еще помню времена, когда при работе над статьей нужно было провести несколько месяцев в библиотеке, часть из этого времени уходила на работу в каталоге с бумажными карточками и просмотра списка используемой литературы в материалах и статьях, на которые опиралась статья. Писать статьи или создавать контент, на котором можно принимать решения и использовать в жизни — это тяжелый труд, кропотливая работа, которой, например, как и журналистике действительно нужно учиться. Но все изменилось…

Сейчас на создание статьи или поста, автор тратит минуты. Карл, то что раньше занимало дни или недели, сейчас можно сделать за несколько минут. Берешь готовый шаблон (как его называют промпт), вставляешь в него заголовок статьи, которую хочешь написать и на выходе план или уже готовая статья. Все. Хорошо, если автор хотя бы читает итоговый результат, делает корректировку и редактуру, в большинстве материалов выглядит так, что и этот шаг опускается. Материал, который выдала языковая модель сразу отправляется читателю. Сейчас не нужно уметь работать с исходными данными или материалами, читать, анализировать, делать выводы. Не нужно пропускать материал через свое сознание или разбираться в том, о чем пишешь. Даже для создания “продающих” заголовков можно использовать готовые шаблоны, что еще больше экономит время авторов. И самое главное, сформировать задание для ИИ может уже ученик начальной школы, написав новую “научную” статью или экономический прогноз, не понимаю значения большинства слов, используемых в статье.

Отдельного внимания заслуживает эмоциональная манипуляция и давление на нейросеть, в моей картине мира это вообще что-то лежащее за гранью. Например, когда в промпт отдельно добавляют слова, что от результата будет зависеть чья то жизнь, сохранение рабочего места и пр., тут даже не готов комментировать.

Еще хочу выделить направление к упрощению передаваемой информации, чему тоже сильно способствуют нейросети, стандартизируя форматы выдачи ответов на запросы конечных пользователей. Многие уже привыкли к сжатым и лаконичным булетам, выдаваемым нейросетью. Сначала клиповое мышление, потом это. Все это в совокупности приводит к тому, что многие утрачивают навык длительно сохранять фокус внимания на одном направлении. Или как у Вини-Пуха: “Длинные слова меня только расстраивают”.

Помним, что задачей большей части контента (текстового или видео) является то, чтобы вы его читали/смотрели/слушали. Есть даже более грубое выражение: потребление контента. Вместо работы над качеством материала фокус сместился в область эмоционального восприятия. Материал, кроме ответа на вопрос должен вызывать у вас эмоциональную реакцию — например восторг, восхищение или негодование и злость. Представьте себе учебник по механике, который вместо ответа на вопрос о передаточном отношении вызывает эмоциональный отклик у читателя. Представили? Улыбнуло?!

Но вернемся к автогенерации контента. Когда у статьи был автор, она была теплой и ламповой, так сказать “Домашней выделки” с автором статьи можно было подискутировать. Противопоставив свою точку зрения точке зрения автора материала и дальше следовать правилам логики для подтверждения или опровержения ее положений. А теперь представьте, доказывать, что ИИ написав статью, например о том как нужно правильно просыпаться, был не прав в 4 из 5 пунктов. И я трачу свое время, чтобы объяснить бездушной машине, что она не права. Это примерно также, что утром встав перед холодильником начать его упрекать в том, что в нем нет продуктов, или свежего молока. Сама мысль о разговоре с холодильником вызывает у меня нервную улыбку. Хотя и умные холодильники с которыми можно поговорить это уже наша реальность.

Были факторы влияющие на авторов, а кто определяет выдачу нейросети сейчас? У кого в руках рычаги для управления поисковой выдачей? Как в подобных условиях сохранить объективность при передаче информации.

Задача большей части статей и материалов — чтобы их читали. Читать их будут, если они будут вызывать эмоциональную реакцию. Ведь никому не интересен научный или философский текст, содержащий много страниц глубокого и разностороннего анализа. Если принимать на основании подобных поверхностных материалов или статей решения, то это может привести к негативным последствиям. И в скором времени придет понимание, что большая часть контента стала справляться успешно с той частью процесса, где происходит захват внимания потребителя контента, но сам контент уходит на второй план, а то и вовсе превращается в пустую болтовню. И как результат, подобный материалы просто перестают читать. Разве? Если бы так было такой контент бы перестали писать, а мы видим прямо обратную ситуацию, его становиться больше.

Совмещение этих трендов приводит к тому, что большая часть материалов, которые сейчас публикуются — это эмоциональная жвачка, а конечная цель прогрев целевой аудитории с последующей продажей продукта. По большому счету это информационный шум, чтобы мы смотрели побольше рекламы как явной, так и скрытой. Почему на этом важно сделать акцент: потому что 99% публикуемых материалов никак не влияют на действия 99% людей.

Помните, что большая часть создателей контента зарабатывают не на правде, не на объективности или полноте изложения материала, не на вашем принятии решений. Они зарабатывают на том, чтобы вы возмущались, радовались и смотрели рекламу, проводили больше своего времени в каналах, и в конечном счете потребляли продукты, которые через них распространяются. Просто в разных каналах варьируется время в течении которого идет прогрев аудитории и сама продажа продукта. Как правило на дешевых продуктах время прогрева меньше, а на дорогих больше, т.е. в каналах с высоким продуктовым чеком будет больше “пользы” предшествующей продаже.

Готовы рассказать свою историю развития стартапа или бизнеса? Напиши мне, можем сделать интервью, отдадим дань времени.

Все посты буду дублировать в моем телеграм-канале и в моем блоге. Там же можно и связаться при необходимости или оставить комментарий для реальных бизнес-задач.

Ищу единомышленников для запуска инкубатора для ИТ-проектов. Пишите, я думаю если в нашем инкубаторе будет 10-15 проектов, то будет возможность привлекать и инвестиции и совместными усилиями продвигать проекты.

Развиваю направление Web и Mobile development, так что если у вас есть проект нужен сайт или мобильное приложение для вашего бизнеса, то наша команда с удовольствием поможет с его реализацией, пишите? Есть реферальная программа и предложения для партнеров.

PS Продолжение следует...

1 комментарий

Технологии, конечно, облегчают жизнь, но вместо того, чтобы получать качественные и осмысленные материалы, мы получаем пустую болтовню, которая только и пытается вызвать у нас эмоции, чтобы удержать внимание и продать что-то. Статьи, написанные ИИ, не имеют души, они бессмысленные, и в них нет ничего, что заставляет задуматься. Всё это превращается в фальшивый контент, созданный не для того, чтобы что-то научить или помочь, а чтобы просто заработать на нашей вовлеченности.