Как не обжечься об звезду? Процедура оплаты за концерт/корпоратив или любой другой утренник
Есть история на эту тему
Мой знакомый пытался сделать любимой дочке яркий день рождения. Прям как в известной передаче по MTV – Свит Сикстин.
Свое желание он даже проговаривал: — У меня никогда такого праздника не было. Из детства кроме водки, драк и разбитых морд ничего не помню. Ни одной фотки. Пусть хоть у нее будет иначе.
Тортики-бантики-платьеца – вся атрибутика. Обсуждать которую мы хоть и можем, но не будем. Мы же по концертной части.
Мужчина узнал любимую группу своей дочурки. Начал с ними связываться – не получилось.
Не осилил социальные сети и мессенджеры. Напряг знакомых, которые когда-то как-то чем-то организовывали то ли свадьбы, то ли похороны для местных представителей правящего класса. Дела то похожие – что тамаду вызвонить, что артиста, что похоронную команду.
Тем не менее. Те нашли какие-то контакты нужных артистов. Связались, а на том конце провода кивали головой и приговаривали:
— Да да, это наш профиль, и ваша дата как раз свободна. — Предоплата у нас 100%. Зато в нее входят и логистика и проживание, обо всем заботимся сами.
Объявили представители артиста.
“Организаторы” передали это заказчику, тот потеряв голову в других заботах с бантиками и тортиками не думая согласился.
Гордый мужчина переведя деньги подумал – “Дело в шляпе”. И даже начал намекать дочери и хвастать жене. “Знаете кто к нам приедет? Не знаете? А вы угадайте!”. В одном он был прав точно – Шляпа ждала его полная.
Стоит ли говорить, что после получения денег – “представители” артиста на связь больше не выходили?
На самом деле они и не были никакими представителями. Просто жулики – раскидали свои контакты по этим вашим интернетам и ждали вот такую упитанную рыбку. Дождались.
В итоге песни любимой группы именинницы пел какой-то местный кавер-бенд. Ну хоть что-то..
По описанию может показаться, будто произошло это лет 10-20 назад. Ан нет, истории 2 года с небольшим, считай вчера.
А чтоб таких историй стало меньше...
Я вам расскажу как на самом деле проводятся оплаты за концерты, корпоративы, праздники, утренники и прочие шалости, где не обойтись без артиста.
— Предоплата? Постоплата? Какие этапы и какие размеры оплаты можно считать приемлемыми?
— Какие гарантии можно получить и к кому обращаться?
— И как не быть обманутым?
Поищем ответы...
Оплата за мероприятие
В тот раз я уже рассказывал из чего складывается цена выступления.
Справочно напоминаю: - Гонорар артиста; - Райдер (бытовой и технический); - Логистика.
Но ладно статьи расходов…
— Я то деньги отправлю, а артист не прилетит? Не обманут ли?
И вот чтоб не обманули – рассказываю: как, когда, в каком количестве и за что принято платить.
Гонорар
Гонорар в 9 случаях из 10 выплачивается по следующей модели:
50% – предоплата. Она подтверждает бронь даты артистом. Тут все, как правило, стабильно и не особо подлежит обсуждению. Поэтому предоплату вносим и не стесняемся.
По поводу второй половинки все интереснее. Есть следующие форматы, которые становятся предметом переговоров.
А. За 5 дней до выступления;
Б. По прибытию артиста в город (место) выступления;
В. Перед выходом на сцену;
Г. После выступления.
Самый распространенный, особенно у популярных артистов, вариант – первый. От второго формата индустрия постепенно уходит. И не удивительно – большинство мероприятий стали проводиться "в белую". Оформляются договором и оплачиваются безналом. Что обеспечивает гарантии и защищает интересы обеих сторон.
Два оставшихся формата, скажу честно, не для новичков. Они иногда могут возникнуть, когда артист и заказчик уже хорошо знают друг-друга. То есть делают вместе не первое выступление и полностью во всем уверены. Но таких случаев исчезающе мало.
Поэтому по части оплаты гонорара и его последовательности, универсальное правило следующее:
50% чтобы забронировать дату выступления
50% за 5-7 дней до выступления
И волки сыты, и овцы целы. И все довольны. И конечно, если размер предоплаты превышает 50 – это повод насторожиться.
Райдер
По теме райдера ситуация следующая. Им вы занимаетесь сами. Менеджмент артиста снабжает вас только подробной информацией о том, что должно быть.
Как это организовать и за какие деньги – сугубо ваша, то есть заказчика, головная боль.
В качестве доброго совета скажу: не стоит пытаться сэкономить по райдеру без предварительного согласования. Все полюбому вскроется и выстрелит в самый ненужный момент. И конечно поднимется вопрос об отмене мероприятия по вине заказчика. То есть без возврата гонорара.
Да, мы можем вести переговоры по райдеру. Выбивать более выгодные условия и экономить деньги заказчика. Только это непросто. Чтобы вывезти такой разговор в свою пользу нужны неслабые компетенции и глубокое понимание предмета.
Логистика
Что вам следует знать о логистике?
Лично на мой взгляд – это один из самых злободневных вопросов. Организовать передвижение целой группы не самых серьезных персонажей – сложная задача.
И, конечно, не дешевая.
Сами артисты практически всегда летают только бизнес-классом. Да еще и не самыми простыми авикомпаниями.
Например тот же Little Big (даже в Европе) передвигались между городами только на найтлайнере (двухэтажном доме-автобусе на колесах) и летал строго определенными авиа компаниями, бизнес/первым классом.
С командой артиста немного проще. Он не столь привередливы и летают эконом-комфортном. Зато их много – тур менеджер, охрана, диджей, звуковик и так далее.
Как и в случае с райдером, состав команды – это предмет переговоров. Например у меня за годы работы сложился целый архив охранных агентств, технарей-звуковиков и прочих причастных. Могу найти спеца в любой точке нашего шарика. А значит вести командного за три-девять земель заказчику не надо. Экономия.
Не стоит еще забывать, что заказчик обеспечивает логистику не только до места мероприятия, но и обратно. Это тоже надо учитывать.
Билеты “туда” можно и нужно покупать как только согласован состав команды. А вот “обратно” брать осторожно. И обязательно (!) с возможностью возврата или смены даты вылета. Обратная дорога 10 раз переиграется.
Вот так обстоят дела с оплатами за концерты, корпоративы и другие мероприятия
Эти рекомендации – базовые. Имейте их в виду, соблюдайте, и будет вам настоящее концертное счастье.
Наиболее внимательные, уверен, заметили: в процессе организации шоу есть много углов, которые можно срезать. Сэкономить.
Вот о том, как эти углы срезают профессионалы и поговорим в моих будущих статьях. Благо походных записок у меня накопилось достаточно – точно не соскучитесь.
А чтобы эти статьи не пропустить и не потеряться – подписывайтесь на мой тг-канал. Он так и называется: