«Всё по новой, Миша»: как быть, когда заказчик не может отпустить текст
Спойлер: это придётся сделать вам
Вот бывает так: пишешь-пишешь, а всё не то, и документ приходит весь перечеркнутый. И ладно, если правки смысловые или идейные, так нет: каждое слово заменено синонимом, каждый оборот под сомнением. В такие минуты кажется, что текст показался человеку манной кашей с комочками, и каждый комочек превратился в правку. Поделюсь, что в таких случаях можно делать, но для начала — о том, почему же так происходит.
Нереальные ожидания
Сразу оговоримся, что количество правок чаще всего не означает, что текст плохой. Вне зависимости от наличия ТЗ может сложиться так, что заказчик просто не может принять текст.
То есть у него есть невербальное какое-то представление о тексте и том, какой текст должен давать эффект, и то, что он читает, этого эффекта не дает. Вполне вероятно, что эффект не был проговорен на этапе постановки ТЗ. Ещё вероятнее — это настолько эфемерное и в то же время очевидное ощущение для закачика, что ему кажется, что все всё понимают, и он не может подумать, что может быть иначе.
Тут самое важное вот что: не казнить себя синдромом самозванца и не уходить в пассивную агрессию. В конце концов, это всего лишь текст. В подавляющем большинстве случаев заказчик правит текст не из злого умысла и личной неприязни, но из собственных ожиданий. Держим в голове эту мысль, взирая на исчерканный красным текст.
А КАК БЫТЬ?
Определить, какие отношения с текстом у вас. Например, вы писали его с оглядкой на личный опыт, и были уверены, что текст 100% зайдёт. Или текст был по теме, в которой вы разобрались только что, а заказчик её знает досконально изнутри и ваши вытащенные наружу инсайты его не поражают (но при этом могут поразить ЦА?). Или вам уже плохо от этой темы и хочется поскорее завершить работу. В зависимости от этого есть два выхода:
1. Попробовать обсудить, а что же глобально с текстом не так. Самый такой здравый совет, но все понимаем, что бывает и так, что диалог не получается построить просто потому что. Однако если текст важен, то глубокая дипломатия поможет вырулить на здравый путь. Например, заказчик может отказаться от лишнего канцелярита, но при этом попросит не называть компанию стартапом.
2. Всё принять, со всем согласиться. Подойдёт, если очень устали или после выполнения п.1 видение так и не совпало. Да, на выходе это будет совсем не ваш текст, но это можно пережить. Ещё, кстати, может быть так, что человек на том конце пытается что-то компенсировать, по десятому кругу зачеркивая слово и написывая пассивно-агрессивные комментарии. Тут, к слову, комментариев уже не нужно. Тут можно просто сразу слать. Вспоминаем видео про Лукашенко в коровнике и отпускаем ситуацию.
Больше про тексты — в телеграм-канале Такой контент.