Как я ходила прокачивать навыки руководителя на курс коучинга
Какое-то время назад я доросла до тимлида в маркетинге, отработала в этой роли несколько лет и почувствовала, что делаю что-то не так. Объективных причин не было: показатели команд росли, росли сотрудники, рос NPS. Но я эмоционально и физически заканчивалась очень быстро, до состояния, что из отпуска я выходила все еще уставшей. Я ушла из найма, чтобы переключиться, поработать со своими проектами и заодно подкачать руководительские компетенции на каком-нибудь классном обучении. И сейчас я расскажу, что из этого вышло.
Муки выбора
Если загуглить “повышение квалификации для руководителей” вам предложат миллион вариантов на любой вкус. Как же выбрать? Моя гипотеза была в том, что нужно фокусироваться на западающих компетенциях, а для этого определить - где именно я теряю больше всего энергии во время работы. Я отрефлексировала опыт последних лет и поняла, что самое сложное и трудоемкое для меня - выстраивать и поддерживать коммуникации с людьми. На это и сделала ставку.
Комплексные программы для руководителей мне под эти вводные не совсем подходили, и я пошла исследовать рынок курсов по коммуникациям в целом. Всего я заметила три основных тенденции в обучении по этому направлению.
Первое - все, что основано на модели PCM (Process Communication Model). В свое время я проходила обучение по этой модели, она довольна простая, основана на типировании людей и матрице взаимодействия этих типов. Мне такое не очень заходит, потому что есть ощущение, что люди чуть сложнее, чем “типичный козерог”. Здесь не хочу ни в коем случае кого-то задеть, это только мое субъективное отношение к подходу с типированием. Просто по моему опыту человек а) многограннее и сложнее б) может меняться во времени/обстоятельствах/окружении/состоянии/настроении. А так, мне кажется, что если для вас подобная система работает - все ок, надо брать.
Второе - отработка отдельных компетенций. Курсы и школы нарезают тему коммуникаций на блоки - эффективные переговоры, обратная связь, инструменты убеждения, управление конфликтами и тд. - и продают в формате отдельных тренингов. Можно и так, но тоже не подошло, потому что лично мне удобнее идти от общего к частному.
Третье - консалтинг по теме. Ты приходишь к специальному человеку, рассказываешь свою проблему, он тебе помогает найти решение и отстроить то, что не работает. Да, но нет для меня, так как я на тот момент не работала в компании и у меня не было каких-то практических задач, которые можно было бы таким образом решить.
В процессе всех этих поисков я изучала разные аспекты коммуникаций самостоятельно. Как-то так вышло, что увлеклась психолингвистикой, что вывело меня на интервью Юрия Мурадьяна, после просмотра которого у меня как будто лампочка в голове зажглась: это оно! Хочу не просто оттренить корректную коммуникацию с людьми, а понимать глубинные потребности, внутренние конфликты, установки и весь внутряк человека через то, что и как он говорит. Тогда - как мне казалось - я смогу эффективнее всем этим управлять и не проваливаться в выгорание. В общем, я решила выучиться на коуча.
Какой коучинг лучше
Окей, коучинг. Но куда? Очевидный вариант - Эриксоновский университет, профильное учебное заведение, которое специализируется на коучинге. Вариант второй - Академия коучинга 5 prism, один из основателей которой - Юрий Мурадьян, который “продал” мне коучинг в том самом видео. На самом деле вариантов гораздо больше, просто всем моим требованиям отвечали именно эти две программы. Я выбрала второй вариант просто потому, что а) пошла на персоналии основателей - Юрия Мурадьяна и Ольгу Рыбину б) там ребята лучше построили продажи и у меня был максимально комфортный клиентский путь в) я собрала отзывы от живых выпускников академии, ее все хвалили, так что сомнений у меня не осталось. Оплата прошла, я получила целую пачку материалов, которые можно было уже начать изучать самостоятельно, и стала ждать запуска потока.
Что круто
Программа состоит из двухмодульного курса - 6 месяцев обучения. Можно взять только один модуль и, на мой взгляд, для прокачки компетенций руководителя этого было бы достаточно. Но я решила пойти в глубину, поэтому взяла сразу два модуля. Лекции, практические занятия с кураторами и менторами, большой поток (около 200 человек), но практика в малых группах (по 2-3-10 человек в зависимости от формата). Все онлайн, дают диплом о дополнительном образовании, аккредитованы ICF (Международная ассоциация коучей) и в российском аналоге - ФПКиН.
Что было крутого лично для меня
1) Процесс обучения, эмпатичная менеджерская поддержка на каждом шагу, напоминалки про все на свете, очень подробная информация по всем процессам, большое количество материалов по каждой теме (от презентаций из лекций до подборок книг и фильмов по теме). Очень понравилось, потому что мне важен широкий угол обзора и бесшовный процесс получения знаний, чтобы не было шанса что-то упустить.
2) Бесподобно организовано комьюнити вокруг обучения. У меня профдеформация, я занимаюсь темой построения сообществ уже лет 10, так что меня легко купить, если эта часть выстроена на высоком уровне. Удобная система чатов, грамотная модерация, профильные бесплатные мероприятия с экспертами, онлайн-коворкинг, система бадди - это прямо вау. В чатах дежурят действующие кураторы курса и подробно отвечают на все вопросы по профилю и практике. Я через это сообщество нашла себе все: крутых супервизоров, интересные партнерства, плюс подсматриваю, у кого какие проблемы и вопросы. Там же налажена система практик: можно найти партнеров, чтобы набрать часы для сертификации или отработать пройденный материал. Ну и - самое крутое - возможность рассказать свой кейс и послушать, что тебе на него скажут коллеги.
3) С точки зрения контента - это был лучший выбор для прокачки и ровно то, что я хотела. Это обучение навыкам корректной глубокой коммуникации, выстраивания партнерских взаимоотношений. Ты учишься слушать и слышать, считывать невербалику и паравербалику, задавать корректные вопросы, параллельно прокачиваешь целеполагание и стратегическое планирование. Это очень похоже на продуктовый подход для отстройки процесса мышления внутри себя и клиента/сотрудника/партнера/любого человека. Мне стало очевидно, почему я так сильно уставала на работе и как было бы правильно себя вести, чтобы было иначе.
Что не круто
1) Неочевидная штука, которая становится очевидной в процессе обучения. Я шла на людей, то есть одним из факторов принятия решения об обучении была возможность поучиться у Юрия Мурадьяна и Ольги Рыбиной. Это было так и не совсем. Они - авторы методологии и программы, ведут какие-то другие более дорогие курсы в академии (наверное), но в первых двух модулях все, что вас ждет - это записанные видео приветствия и несколько безусловно крутых и полезных видео сессий. Но продается это так, будто именно они ведут занятия (хотя скорей всего надо было где-то читать мелкий шрифт). Это нисколько не умаляет моего восторга от преподавателей и кураторов, которые были у нас на курсе (Юля Затуловски - one love), но сами понимаете.
2) Мощный навязчивый агрессивный маркетинг. Работаю в этой сфере давно и думала, что у меня иммунитет, но даже меня несколько раз выбивало из равновесия. Любое мероприятие вне основной программы курса - это 10% по теме, остальное - продажа. Рассылка промо материалов перемешана с рассылками по обучению, дополнительные материалы для учебы напичканы всплывающими окнами, вызывающими тревогу и FOMO: а ты уже купил? торопись - скидка! прямо сегодня твой промокод! итак далее. У меня создалось ощущение искусственного напряжение, которое создается для того, чтобы у человека не было возможности не купить что-то еще. Когда я пошла на бесплатную карьерную консультацию, прямо внутри мне через жесткие манипуляции начали навязывать новое обучение даже после того, как я сказала, что мне это сейчас не нужно. В общем, если вы не устойчивы к таким штукам - это может быть проблемой, а так - просто неприятно.
3) В целом были еще всякие вопросики общего характера, но это может быть скорее к сообществу, а не к конкретному обучению (хотя если это культивируется внутри академии, может быть и к нему). Например, мне было не совсем понятно, почему мы так много говорили о партнерстве как об основе коучинга (где мы и клиент всегда на равных, а коуч высокого уровня - ученик своего клиента), но сами же коучи называют клиентов, еще незнакомых с коучингом, “дикими” следом за автором книги о продажах в помогающих профессиях. Психолингвистика встала и вышла из чата на этом моменте. Но все это уже какой-то сложившийся мир со своими паттернами, так что я просто ориентировалась на принцип “беру отсюда то, что мне нужно, и не беру то, что не подходит”.
Выводы
Это было круто. Мой мир разделился на до и после, потому что увиденное уже не развидеть. Я открыла частную практику как коуч, потому что захотелось побыть подольше в этой роли. А еще с коучингом в мою жизнь пришли новые люди, проекты, идеи и, в целом, понимание того, кто я и чем хочу заниматься. Через обучение и работу с людьми, через супервизии - мощнейший инструмент, местами покруче терапии - получилось пересобрать свою личность, и это прикольная побочка, которую тоже нужно учитывать в принятии решения о том, идти или не идти в такой опыт.
Изначальная задача - подкачать руководительские компетенции - была выполнена на 110%. Когда решу снова пойти в найм - это будет совершенно иной подход к работе и выход на новый профессиональный уровень. Но пока что мне гораздо интереснее решить другую задачу: собрать все же обучение по коммуникациям для руководителей и тимлидов на основе коучинговых методик. И так сложилось, что все уже делается. За этим процессом и другими не менее интересными можно следить у меня в канале. А еще приходите ко мне на сессии. Говорят, у меня круто получается.