Смена курса: как изменить стратегию развития компании и запустить IT-продукт для неконсолидированной отрасли

Смена курса: как изменить стратегию развития компании и запустить IT-продукт для неконсолидированной отрасли

Опыт компании “Вилгуд” по запуску внефраншизного продукта для игроков авторемонтной отрасли.

Разработка массового IT-продукта – процесс сложный. Создание массового IT-продукта, который способен изменить не консолидированную и во многом “серую” отрасль – задача трудная вдвойне. О том, как с ней справляются в сети умных автосервисов “Вилгуд”, расскажет сооснователь компании Барно Турсунова.

Автоматизация бизнес-процессов получает все большее распространение – по оценкам McKinsey, к 2030 году почти 400 млн человек могут столкнуться с необходимостью переподготовки и получения новых навыков. В России тренд на автоматизацию также прослеживается четко: по опросам, 68% руководителей убеждены, что она необходима для того, чтобы бизнес оставался конкурентоспособным.

Мы занимаемся автоматизацией бизнес-процессов достаточно давно. В начале 2000-х мы основали компанию по производству и продаже стройматериалов – “Евродизайн”. Чтобы достигнуть оборота в 8 млрд рублей в год, самостоятельно разработали различные средства автоматизации продаж и производства товаров. Полезный опыт был перенесен в наш второй бизнес – сеть умных автосервисов “Вилгуд”, для которой создали IT-систему Wilgood IS.

В свое время она была разработана, чтобы справиться с проблемами, характерными для сферы авторемонта. Дело в том, что, когда мы пришли на рынок, авторемонтная отрасль была непрозрачной и неэффективной – почти 90% автосервисов еле сводили концы с концами, а о масштабировании у большинства предпринимателей не было и речи. С помощью IT-системы стало возможным автоматизировать бизнес-процессы и существенно сократить издержки. Успешный опыт послужил основой для расширения в сеть из более 100 точек.

С 2014 года мы масштабировалась исключительно по франшизной модели. При этом предпринимателей всегда интересовала Wilgood IS, и они часто просили нас продать ее отдельно от франшизы.

Мысль о продуктовом направлении развития всегда казалась нам интересной, но тогда мы не были готовы сделать наше IT-решение массовым продуктом.

Причины для запуска нового направления

В конце 2018 года мы систематизировали стратегию развития компании и определили сразу пять причин, по которым нам нужно запустить новое направление.

  • Продуктовая стратегия масштабирования способна не только увеличить прибыль “Вилгуд”, но и сделать нас более гибкими и подготовленными к потенциальным кризисам.
  • И “Евродизайн”, и “Вилгуд” с самого начала фактически были IT-компаниями. При этом в случае с “Вилгуд” у нас был довольно узкий сегмент реализации. Все дело в том, что наша облачная платформа Wilgood IS была привязана к франшизе – одно было неотделимо от другого. Как и любая другая IT-компания, мы поняли, что нам нужно идти дальше и ориентироваться на выпуск доступных решений для более широкого сегмента аудитории.
  • Для части предпринимателей запуск точки с нуля по франшизе “Вилгуд” был довольно дорогим вложением. Бюджетное средство автоматизации было для них более подходящим вариантом.
  • На рынке есть большой сегмент других игроков помимо автосервисов: детейлинг-центры, автомойки, шиномонтаж и др. Им не нужно вступать во франшизу, но они также нуждаются в эффективном средстве автоматизации бизнес-процессов.
  • Новый продукт мог не только закрыть боли предпринимателей, но и косвенно повлиять на формирование более сильного, устойчивого к кризисам рынка авторемонта.

Формат

В результате мы пришли к выводу, что нам нужно разработать новую облачную платформу на базе Wilgood IS. Да, у пользователей не будет полного набора возможностей, которые мы предоставляем нашим франчайзи, но у них появится возможность изучить IT-решение, адаптировать под него все важные бизнес-процессы и в дальнейшем при желании вступить во франшизу более подготовленными к системе “Вилгуд".

Боли предпринимателей и их решение

Разработка новой IT-системы, которая получила название Wilgood IS Light, стартовала в январе 2019 года. Мы разделили нашу работу на три направления:

1. Анализ основных запросов рынка

Путем опросов и анализа рынка мы выявили основную боль предпринимателей: ни у одной СТО на тот момент не было единой IT-платформы с управлением всеми функциями. Каждому автосервису приходилось пользоваться 3-4 системами для закрытия потребностей (CRM и ПО для подбора запчастей и расчета трудочасов). Работать с каждым продуктом можно было лишь с 1-2 компьютеров, а пользователю необходимо было постоянно переключаться между разными окнами. Это было не только дорого для большинства автосервисов, но и неудобно для персонала.

Поэтому мы поставили своей целью обеспечить предпринимателей всем набором необходимых функций в одном продукте и доступом с неограниченного числа устройств.

2. Анализ отзывов франчайзи

Мы проанализировали отзывы людей, которые уже работали с системой, и поняли, какие процессы нам нужно дополнительно оптимизировать. В результате мы автоматизировали планировщик загрузки автосервиса в зависимости от квалификации работников и оснащения СТО. А чтобы сотрудники тратили меньше ресурсов на заполнение документации и больше – на живое общение с клиентами, мы упразднили ряд лишних документов. В результате скорость оформления заказа выросла почти в три раза.

3. Снижение стоимости IT-решения

Анализируя отзывы партнеров, мы также пришли к выводу, что в новой системе можно убрать ряд сложных настроек и оставить самое необходимое. Мы поняли, что в большинстве случаев на начальных этапах предпринимателям нужен только базовый функционал – это сильно упрощает обучение работе с IT-системой. Хорошая новость: за счет этого нам удалось снизить стоимость нового продукта.

Результаты

К августу 2020 года мы завершили разработку и тестирование Wilgood IS Light. Первые тестовые запуски платформы продемонстрировали увеличение наполняемости заказ-наряда на 30%.

Рост показателей не случаен: автоматизация маркетинга позволяет предлагать бОльший набор качественных услуг, что напрямую влияет как на уровень клиентского сервиса, так и на средний чек.

Кроме того, снизились расходы на ФОТ: IT-система взяла на себя часть функций, которые раньше выполняли люди. К примеру, процесс заказа запчастей автоматизирован, и должность мастера по подбору комплектующих фактически упразднена. Его функции может выполнять мастер-консультант без специфического технического бэкграунда. Это также позволяет решить традиционную для сферы авторемонта проблему поиска сотрудников, одновременно сочетающих в себе продающие навыки и глубокие технические знания.

Новую IT-систему предприниматели могут приобрести на правах лицензии и небольшого ежемесячного платежа. При этом они сохраняют за собой право в дальнейшем вступить во франшизу и получить облачную платформу с бОльшим количество функций и все меры поддержки от УК.

Таким образом, владельцы СТО получили возможность автоматизировать критически важные бизнес-процессы за доступную цену. А мы, в свою очередь, смогли успешно адаптировать сложный IT-продукт для более широкой аудитории и запустить новое маркетинговое направление. Мы верим, что в перспективе Wilgood Light поможет сделать не только “Вилгуд”, но и весь рынок авторемонта более устойчивым к кризисам.

55
2 комментария

Если по конкретике, то как я понимаю вы решили добавить функцию подбора и заказа запчастей. Тут есть 2 варианта:
1. Крутой вариант. Вы смогли каким-то образом спарсить все оригинальные каталоги всех крупнейших производителей с функцией дешифровки VINа, перекроссировать это как-то хотя бы с текдоком для подбора аналогов и сделать сразу проценку от ваших поставщиков. Я очень слабо в это верю.
2. Тупой вариант. Взять пару каталогов подбора, типа которые висят на зетзапе и встроить их в свою систему с проценкой. Тупой потому что каждый 10 заказ у вас будет приходить не то, что нужно. Хотя зная нравы вашей организации, возможно у вас стоимость ошибочных позиций будет вычитаться из зарплата мастера приемщика. И он уже в тайне от вас будет сидеть и дополнительно проверять каждый артикул на компе перед заказом.

У нас был страшный головняк в свое время, пока мы не вышли на карскатс и пользовались общедоступными каталогами. Мало того, что сами каталоги кривые, так еще и кроссы там что от балды идут. Недаром на любом сайте автозапчастей с каталогами внизу идет надпись, что сайт не несет ответственности за ошибки.

Вообщем как говорится цены и скриншоты интерфейса в студию. О тестовом доступе и не просим, знаем что у вас все секретно, враги не дремлют, дилеры жаждут заполучить вашу программу.

P.S. Тещтно вбивал в гугол "Wilgood IS Light", но ничего нет. Ни цен, ни сайта. Только несколько статей. Зачем делать анонс продукта, который еще не представлен потребителю?

1
Ответить

Глеб, добрый день! Спасибо Вам за развернутый комментарий. Действительно, сейчас о "Wilgood IS Light" больше написано в СМИ. В конце декабря мы запустим новый лэндинг, где будет вся информация и видео-тизер ПО. В это же время, запустим триал-версию системы. Вы можете прислать контактные данные на soft@wilgood.ru, и мы предоставим доступ. Ждем)

2
Ответить