Как перевозят опасные грузы самолётами: логистика из Китая в Россию

Перевозка опасных грузов — это требующий крайне тщательной организации процесс, где важно соблюсти не только условия транспортировки, но и строгие международные стандарты.

Как перевозят опасные грузы самолётами: логистика из Китая в Россию

Мне и моим коллегам предстояло продумать каждую деталь доставки опасного груза, а именно — организовать транспортировку пиропатрона из Китая в Россию. Это устройство используют для активации различных механизмов, например, в космических аппаратах. Весь процесс требует не только глубоких знаний о правилах и нормативных актах двух стран, но и высокой степени ответственности, чтобы международная авиаперевозка непростого груза прошла гладко и безопасно.

Что такое пиропатрон?

Как перевозят опасные грузы самолётами: логистика из Китая в Россию

Пиропатрон, который нам доверили перевезти, был небольшой — всего 5 килограммов. Его используют в системе безопасности автомобилей. Во время столкновения машины с препятствием в изделии происходит взрыв, в результате которого вырабатывается азот — он и наполняет подушку безопасности, которая защищает человека от удара.

Класс опасности 1.4 C в авиаперевозке: что это значит?

Класс опасности 1.4 C, к которому относится пиропатрон, означает, что это изделие представляет небольшую опасность. Если оно загорится или сработает, взрыв не будет мощным и не приведет к серьёзным разрушениям, однако может разлететься осколками или вызвать локальный пожар. Условие детонации пиропатрона — внешнее воздействие на него, поэтому крайне важно при транспортировке обращаться с этим грузом бережно. Его нельзя ронять, нарушать герметичность упаковки и температурный режим.

Как перевозят опасные грузы самолётами: логистика из Китая в Россию

Знаком 1.4 С обязательно маркируются:

  • транспортные средства, которые перевозят опасный груз;
  • места хранения взрывчатых веществ, соответствующих данному классу.

Это важно, чтобы обеспечить безопасность при транспортировке и хранении. Знак опасности, на котором нет номера подкласса или совместимости с другими веществами или изделиями, будет считаться не соответствующим ДОПОГ (Международное соглашение о перевозке опасных грузов), и использовать его запрещено. В противном случае ответственные за перевозку будут оштрафованы:

  • должностные лица — на сумму от 15000 до 20000 тыс. руб.;
  • юридические лица — от 400000 до 500000 тыс. руб;
  • водители — лишением на управление транспортом на полгода.

Международные правила авиаперевозки опасных грузов

Организация перевозки опасных грузов — многоступенчатый процесс, правила которого строго регламентируются Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA). Крайне важно, чтобы этой ответственной задачей занимались только подготовленные люди, прошедшие обучение в IATA и имеющие разрешающие сертификаты для такой работы. В команде TLS GROUP эти специалисты есть, и каждые два года они проходят переподготовку в московском представительстве Межд��народной ассоциации воздушного транспорта.

Правила упаковки и маркировки опасных грузов

В отличие от стандартных грузов, при транспортировке опасных главное — безопасность. Поэтому пиропатрон необходимо было грамотно упаковать согласно требованиям, подробно описанным в ДОПОГ/ADR.

Пиропатрон, обладая классификационным кодом 1.4 С, необходимо поместить в специализированную прочную упаковку, внутри которой надежно зафиксировать амортизирующим материалом, таким как пенопласт. Это значительно снижает риски повреждений при транспортировке.

Как перевозят опасные грузы самолётами: логистика из Китая в Россию

Внешняя сторона коробки обязательно должна быть снабжена всей необходимой маркировкой, такой как:

  • оранжевый ромб с указанием класса опасности и подкласса (1.4.C);
  • знак со стрелками, направленными вверх. Они показывают, какой стороной нужно хранить и перемещать груз. Переворачивать или наклонять упаковку категорически запрещено;
  • наклейка с надписью «cargo aircraft only» означает, что этот груз можно перевозить только на воздушном транспорте;
  • отгрузочное наименование;
  • маркировка с номером UN, которая расскажет о том, что упаковка прошла необходимые испытания и подходит для транспортировки этого типа груза.

Наличие специальных знаков крайне важно. Отсутствие хотя бы одного приведёт к тому, что на борт такой груз не возьмут. При этом следует помнить, что и не все самолёты имеют право перевозить такие опасные устройства.

Оформление документов для перевозки опасных грузов

Для прохождения таможенного контроля и погрузки пиропатрона на рейс необходимы специальные документы. Без них груз не примут к перевозке.

Готовит бумаги лицензированный агент. Перечень включает:

  • Декларацию об опасном грузе (DGD — Dangerous Goods Declaration), в которой есть информация о характере изделия, его классификации, количестве и упаковке. Также там указано контактное лицо и телефон службы поддержки, который может потребоваться при возникновении экстренных ситуаций. У каждого отправителя этот номер уникален, и ответственное лицо должно быть готово дать инструкции в случае возникновения вопросов. Документ обязательно подписывает уполномоченный представитель отправителя для подтверждения его действительности.
  • Транспортную накладную, в которой подробно указаны все детали отправления и назначения, а также информация о владельце груза. Важно, чтобы в накладной была сделана отметка о том, что груз является опасным, с указанием класса опасности.
  • Паспорт безопасности (MSDS), который подтверждает, что упаковка и маркировка груза соответствуют международным стандартам, включая правила Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и нормы, установленные регламентом ООН.

Все эти ��окументы должны быть оформлены в соответствии со всеми международными стандартами и правилами перевозки опасных грузов и готовы к проверке представителями авиационной безопасности и таможенными органами. Важно помнить, что опасные изделия запрещёно перевозить регулярными рейсами!

Чартерные рейсы как решение для перевозки опасного груза

Транспортировать изделия класса опасности 1.4 С могут лишь грузовые борты. Поэтому для доставки нашего груза был зарезервирован чартерный рейс, который соответствовал всем требованиям безопасности, определённый перечень которых применяется и к аэропортам.

Опасный груз: требования к аэропортам, наземному и воздушному персоналу

При выборе аэропорта прибытия важно учитывать, чтобы в нём имелись специализированные места хранения грузов. Такие склады расположены отдельно от общих, а работает в них персонал, прошедший специальную подготовку и получивший уровень допуска. Такие мощности есть, например, у московского аэропорта Шереметьево.

Требования к водителям, перевозящим взрывоопасные грузы

Как к обработке, так и к транспортировке опасного груза на территории терминала допускаются только лицензированные специалисты. Например, чтобы доставить пиропатрон со склада к самолёту, водитель должен иметь аккредитацию. При этом ему запрещено курить даже электронные сигареты и аналогичные устройства вблизи транспортного средства и внутри них.

Перед погрузкой отправление ещё раз тщательно осматривают сотрудники аэропорта. Проверяют наличие всех знаков маркировки, сопроводительных документов, а также упаковку. Специальный чек-лист, разрешающий погрузку, включает 50 различных пунктов. Если хотя бы один из них не будет соблюдён, груз отправят на специальный склад хранения. Если нареканий нет, то погрузку разрешают.

Как перевозят опасные грузы самолётами: логистика из Китая в Россию
Как перевозят опасные грузы самолётами: логистика из Китая в Россию

Погрузка и размещение взрывоопасных изделий на борту самолёта

За этот процесс отвечает работник, специализирующийся на правилах размещения опасного груза. Он заранее разрабатывает схему его расположения внутри багажного отсека, принимая во внимание тот факт, что изделия высокой категории опасности не должны находиться рядом друг с другом. Такой подход позволяет минимизировать риски в случае утечки или возникновения других непредвиденных ситуаций.

Ответственность пилотов, перевозящих изделия высокой категории опасности

Перед вылетом пилотам важно предоставить документ о грузе (NOTOC). Он включает номер авианакладной и класс опасности. Как только опасный пиропатрон погрузили на борт самолёта, ответственность за риски, связанные с его перевозкой, ложится на пилотов. Поэтому перед вылетом они подписывают специальный документ, подтверждающий их осведомленность о составе и характеристиках груза, что важно для надлежащего управления ситуацией во время полёта.

Безопасная авиадоставка опасного груза

Организация перевозки опасного груза требует внимательности и тщательной подготовки. Соблюдение всех критериев безопасности и честная работа с документацией позволили обеспечить успешную транспортировку пиропатрона из Китая в Россию без задержек и рисков возникновения чрезвычайной ситуации. Поэтому крайне важно, чтобы перевозкой изделий высокой категории опасности занимались только квалифицированные специалисты, обладающие глубокими знаниями и опытом в этой сфере, способные проработать каждую деталь в этой непростой логистической цепочке.

Как перевозят опасные грузы самолётами: логистика из Китая в Россию
9
2
1
1
1
1
1
1
1
5 комментариев